Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

Новое об образовании » Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

В греческом языке слово methods означало путь к чему-либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы каждой науки специфичны и зависят от ее содержания и целей. Методика преподавания литературы настойчиво ищет присущие именно ей методы изучения литературы в школе. В современной методической науке существует несколько подходов к решению проблемы методов. В. В. Голубков выделял методы изучения литературы по источнику знаний: лекция учителя, беседа, самостоятельная работа учеников. Н. И. Кудряшов, следуя новой классификации методов обучения, представленной в работах М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера, определяет метод как вид деятельности учащихся: творческое чтение, репродуктивный, исследовательский, эвристический. В. А. Никольский выделяет методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного текста и методы и приемы истолкования литературных произведений.

Применение исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Поисковая активность – одно из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям. Учитель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед классом и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

В ходе выполнения работы были поставлены проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и предложены методические пути их решения. В нашем исследовании мы опирались на труды таких методистов как М. Г. Качурин, Н. И. Кудряшов, И. Я. Лернер.

Гипотеза: Мы предположили, что если на уроках литературы организовывать исследовательскую деятельность учащихся, то повысится глубина осознания и понимания произведения, а также, это будет способствовать более эффективному восприятию литературного произведения школьниками.

Объектом данной работы является исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы, как процесс постижения авторского замысла (на примере повести И. С. Тургенева "Ася").

Предметом данной работы являются методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, способствующие эффективному восприятию литературного произведения школьниками.

Цель исследования: определить, какие приемы и методы можно использовать при организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы для воздействия на их воображение и чувства как читателей; а также восприятия ими литературного произведения как искусства слова.

Задачами исследования:

Изучить литературу по заданной теме;

Рассмотреть различные подходы к классификации методов и приемов обучения литературе;

Изучить и охарактеризовать роль и место исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы;

Сделать выводы о том, какие методы и приемы можно использовать при организации исследовательской деятельности учащихся на уроке литературы (Тема любви в повести Тургенева "Ася");

Экспериментально подтвердить гипотезу исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами определены следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов.

Другое по педагогике:

Характеристика основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной в свете ФГТ
Проблема проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООП) стала актуальной для дошкольных образовательных учреждений после утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразоват ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru