История развития системы дополнительного образования детей в СССР

Новое об образовании » Социально-педагогические проблемы в сфере дополнительного образования детей » История развития системы дополнительного образования детей в СССР

Страница 1

Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным образованием и очевидным недоверием со стороны властей к последнему. Провозглашенное в 1918 г. "Положение о единой трудовой школе" и последовавший вскоре "Устав единой трудовой школы" (1923 г.) внесли окончательную ясность в этот вопрос: "существование частных школ не допускается".

Первые годы после Октябрьского переворота стали временем расцвета внешкольного образования: появились оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, велись серьезные научные исследования развития самодеятельности, творческих способностей детей, их интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.

Внешкольное образование, наряду с дошкольным воспитанием, было включено в общую систему народного просвещения. В этот период формируется первая организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. В 1917 г. в Народном Комиссариате просвещения был создан специальный отдел внешкольного образования, основная задача которого заключалась в развертывании культурно-просветительской работы, прежде всего, среди неграмотного взрослого населения.

Основные принципы внешкольной работы были установлены на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию (1919 г.). В "Положении об организации дела внешкольного образования в РСФСР" в качестве основной задачи деятельности внешкольных учреждений определялось содействие развитию взрослых и детей в интеллектуальном, эстетическом и физическом воспитании, а в основу их деятельности закладывались следующие принципы:

- всемерная поддержка и содействие свободно проявляемой творческой самодеятельности широких масс населения в области внешкольного образования и организация их участия в создании учреждений внешкольного образования и проведении культурно-просветительной работы;

- общедоступность учреждений внешкольного образования;

- планомерность и согласованность работы как органов, ведающих делом внешкольного образования, так и отдельных внешкольно-просветительских учреждений;

- контроль пролетариата и трудового крестьянства над постановкой дела внешкольного образования;

- соблюдение принципов светскости;

- ведение внешкольной работы на родном языке народностей, входящих в состав РСФСР.

Среди наиболее известных педагогов, которые также внесли существенный вклад в дело становления и развития внешкольного образования в нашей стране, необходимо назвать П. П. Блонского, Н. К. Крупскую, А. В. Луначарского А. С. Макаренко, В. Н. Терского и др. Они не только обогатили педагогику своими работами по данной проблематике, но и помогали решать ее на государственном уровне, оказывая влияние на политику образования в СССР.

Нельзя не отметить разнообразие действовавших внешкольных учреждений: центральные станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станции юных техников и юных экскурсоводов, детские спортивные школы, детские парки и дома культуры. Их деятельность была направлена на организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, на обучение навыкам участия в общественной работе и развитие творческих и познавательных интересов.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

Психологические особенности использования технических средств обучения
Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я.А. Коменским, назвавшим ее «золотым правило дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. Современные ТСО имеют для воплощения э ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru