Социально-педагогические проблемы в сфере дополнительного образования детей

Новое об образовании » Социально-педагогические проблемы в сфере дополнительного образования детей

В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми. Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Прежде всего, речь идет о созданных для детей, подростков и юношества внешкольных учреждений во всем их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных объединениях и организациях, о воспитательной работе школ и других образовательных учреждений.

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений. Начался процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании – взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Учреждение дополнительного образования детей – это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве. Основная из них – создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно. В Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.

Объект исследования: сфера детского дополнительного образования.

Предмет исследования: социально-педагогические проблемы в сфере дополнительного образования детей.

Цель исследования: изучение системы дополнительного образования детей для выявления их социальной и педагогической значимости на примере Приморского края.

Задачи:

- выявить виды и формы дополнительно образования детей;

- изучить историю развития системы дополнительного образования детей в СССР;

- изучить систему дополнительного образования в постсоветский период;

-провести сравнительный анализ развития сферы дополнительно детского образования в советский и постсоветский период;

- выявить социально-педагогические функции учреждений дополнительного образования детей;

-выявить основные социально-педагогические технологии и методики, реализуемые специалистами учреждений дополнительного образования;

-выявить проблематику в сфере дополнительного образования детей.

Теоретико-методологическими аспектами дополнительного образованияз анимались З.А. Андросова, И.В. Бестужев-Лада, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Е. Вагнер, С. Воровщиков, В.П. Голованов, В.А. Горский, Д.Н. Грибов, Н.А. Денисова, Е.Б. Евладова, В.А. Караковский, В.Е. Каргаполов, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедев, Р.А. Литвак, Л.Г. Логинова, Л. Ляшко, Л.И. Новикова, Г.Н. Попова, М.И. Рожков, Е.В. Серединцева, Н.А. Соколова, Т.И. Сущенко, Д. Татьянченко, В.А. Товстик, В.Е. Триодин, Т. Фомина, И.И. Фришман и др.

Отдельные вопросы педагогики внешкольного учреждения раскрывают в своих трудах В.В. Абраухова, Ю.П. Аверичев, А.Г. Асмолов, Т.А. Антопольская, В.А. Березина, А.К. Бруднов, Г.П. Буданова, В.А. Грач, П. Григорьев, О.В. Дедюхина, Н.А. Денисова, О.И. Донина, Н.В. Еремеева, А.Г. Заховаева, З.И. Звягинцева, В.А. Зеленко, И.П. Иванов, С.С. Качалина, Н. Кленова, Д.А. Князевский, М.Б. Коваль, Л.Ю. Круглова, А.В. Кузнецов, С.А. Кумалагова, О.А. Мирончева, Р.Д. Мубинова, А.Н. Музалевская, В.А. Невский, Е.Ю. Ривкин, Е.М. Сафронова, Н.Ю. Сергеева, М.Н. Скаткин, В.И. Скоробогатова, О.В. Ташлыкова, А.В. Федулова, Г.И. Фролова, Н.М. Фуникова, Е.М. Хорева, В.Н. Шацкая, Б.Е. Ширвиндт и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Другое по педагогике:

Модель развития творческих способностей в контексте культуры
Чтобы построить модель развития творческих способностей в контексте культуры, необходимо ввести понятия «модель культуры личности», «модель культурного пространства» и «культурологическая модель личности». Под культурологической моделью личности мы понимаем модель, построенную на рефлексии личность ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru