История развития системы дополнительного образования детей в СССР

Новое об образовании » Социально-педагогические проблемы в сфере дополнительного образования детей » История развития системы дополнительного образования детей в СССР

Страница 2

В 1920 - 1930-х гг. педагогической общественностью творчески развивается концепция социальной детерминированности воспитания, изучаются проблемы профессиональной подготовки учащихся. Среди них - организация жизни ребенка в школе, дома; содержательная занятость свободного времени; особенности материального и культурного положения семьи; характер и содержание социальных ролей подростка и степень его социальной активности.

В этот период появляются и специализированные клубы, создаваемые на основе потребностей и запросов детей. Развиваются клубы в школах, на предприятиях, в культурно-просветительских учреждениях, что позволяет достаточно эффективно обеспечивать содержательную занятость свободного времени подростков.

В разработке содержания внешкольного воспитания учащихся в свободное время активное участие принимали передовые педагоги и психологи. Так, П. П. Блонский и Е. Н. Медынский настойчиво ставили вопрос о подготовке квалифицированных специалистов-внешкольников и сформулировали педагогические требования к этим кадрам.

Наиболее серьезным исследованием этого периода, имеющим теоретико-методологический характер, является "Энциклопедия внешкольного образования" Е. Н. Медынского, изданная в 1923 г. В этой работе отмечено, что объект исследования теории внешкольного образования - процесс воспитания человека - во многом шире объекта многих из признанных уже научных дисциплин. В основе методологии теории этого типа образования лежат следующие принципы:

1) внешкольное образование - часть общей теории народного образования, так как последнее рассматривается как триединая система: дошкольное воспитание - школа - внешкольное образование. Поэтому теория внешкольного образования должна основываться на науках, составляющих базис педагогики (психология, социология, логика, этика и эстетика);

2) внешкольное образование, как и большинство явлений социальной жизни, может подлежать научному изучению, в том числе и в историческом плане;

3) в теорию внешкольного образования войдут все вопросы, одинаково относящиеся ко всем его отраслям и объединяющие последние в методологическом, философском, организационном или методическом отношениях;

4) теория внешкольного образования как отрасль педагогической науки должна осветить следующие вопросы: понятие внешкольного образования; его место в ряду наук, изучающих общественную жизнь в целом и педагогические вопросы в частности; классификация форм содействия внешкольному образованию; принципы организации внешкольного образования; общая методика последнего;

5) после общего обозрения внешкольного образования как дисциплины вводной, изучающей внешкольное образование в целом, следует выделить ряд отдельных дисциплин, изучающих различные разделы внешкольного образования, - библиотековедение, музееведение, учение о школах и курсах взрослых, учение о народном театре и т.д.

Рост числа внешкольных учреждений потребовал усиления внимания к подготовке педагогических кадров для них. При Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской было открыто специальное внешкольное отделение. Подобные отделения появились и при педвузах и педтехникумах на дневных отделениях, здесь же функционировали заочные курсы внешкольных работников (с разными сроками обучения).

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru