Причины и механизмы нарушения письменной речи

Страница 2

Из всех известных вариантов дизонтогенеза к патогенезу дисграфии имеют отношение следующие два: а) по типу ретардации и б) по типу асинхроний. В. В. Лебединский полагает, что ретардация может быть представлена двумя вариантами: недоразвитием психических функций и задержанным их развитием. При дизонтогенезе трудности в обучении возникают не только в связи с незрелостью определенных функций, но и из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Это вносит дезорганизацию в их взаимодействие и координацию при формировании функционального базиса письма.

Таким образом, в патогенезе расстройств письменной речи принимают участие три типа дизонтогенеза: задержанное развитие, асинхрония развития и парциальное психическое недоразвитие.

Дефекты письменной речи у детей (или трудности ее формирования) носят сложный системный характер, их причины могут лежать в сфере нарушения не столько элементарных психических процессов моторики, графомоторных координаций, изолированного нарушения перцепторных процессов (акустических, зрительных, кинестетических), сколько в сфере их взаимодействия, в сфере системных нарушений (несформированности) высших психических процессов, их взаимодействия, нарушения поведения, нарушения абстрактных форм мышления.

Таким образом, этиология дисграфии является сложным переплетением причин, условий и предпосылок. Поликаузальная модель позволяет не только правильно осмыслить их взаимоотношения, но и дает возможность выработать научно обоснованный подход к профилактике подобных состояний. Достаточно сложной оказывается и организация патогенетических механизмов. Трудности в обучении возникают как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности определенных мозговых систем, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

Страницы: 1 2 

Другое по педагогике:

Особенности методики проведения словарного диктанта
На уроках используются следующие виды словарных диктантов: 1. Словарный диктант с «подсказкой». Учитель даёт учащимся часть условий действия орфографического правила, главную операцию дети выполняют самостоятельно. Учитель называет слово, указывает в какой значимой части слова находится орфограмма, ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru