Рекомендации по формированию функционального базиса письменной речи у детей с общим недоразвитием речи

Новое об образовании » Особенности функционального базиса письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Рекомендации по формированию функционального базиса письменной речи у детей с общим недоразвитием речи

Страница 1

Система работы по предупреждению нарушений письменной речи основывается на ряде принципов:

1. Системность. Все разделы работы должен проводиться одновременно.

2. Включение родителей в коррекционную работу с ребенком, поскольку успех по преодолению нарушений письма не достижим без сотрудничества логопеда и родителей.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

4. Комплексность. При необходимости к работе привлекаются узкие специалисты: психолог, врач.

Для формирования функционального базиса письменной речи у детей с общим недоразвитием речи необходимо формировать и развивать следующие основные функции:

1. Формирование пространственных и временных ориентировок:

Задачи:

1). Уточнение схемы тела (правая - левая сторона, низ - верх, сзади - впереди и т.д.).

2). Ориентировка во взаиморасположении предметов в пространстве и на плоскости.

3). Развитие способностей мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.

4). Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений (ориентировка с опорой на карту).

Игра "Расставь мебель" - просят ребенка расположить карточки с рисунками предметов мебели на схеме комнаты.

Игра "Собери квадрат". Взрослый вырезает из картона несколько квадратов разных цветов и разрезает каждый квадрат на несколько частей. Задание для ребенка: 1- разложи части квадратов по цвету, 2 собери из кусочков квадратики.

Настольные игры, связанные с передвижением фишек.

Лепка.

Конструирование из кубиков по образцу, занятия с конструктором, складывание разрезных картинок. Вы можете взять любую предметную картинку и для начала разрезать, ее на две части, а затем попросить ребенка сложить эту картинку, постепенно усложняя задание - на 4, 8, 12 частей.

Ориентирование по картам-схемам. Нарисуйте карту дороги, а отдельно к ней предложите маршрут, начерченный отдельно или объясненный на словах: "вперед", "потом направо", "потом вперед" и т.д.

Игры типа "Полянка".

Составление узоров из геометрических фигур.

Составление фигур из разрозненных деталей. Примерные задания: "Человечек", "Лицо", "Лошадь", "Медвежонок", "Автомобиль".

Игра в пазлы по составлению картинок.

Игра "Что это?". Вы показываете ребенку контурное изображение каких-либо предметов или только какие-то детали от них, а ребенок должен узнать, что это за предметы.

Подвижные игры, "Водитель", "Разговор жестами", "Лабиринт", "Куда спряталась кукла", "Разрезанные картинки", "Заштопай коврик".

2. Развитие кинестетического праксиса:

Необходимо организовать игры с различными предметами: собирать мелкие предметы (пуговицы, зернышки риса, горошины, спички), вкладывать маленькие предметы в большие (матрешки), завязывать развязывать шнурки; застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки; игры с веревочками - плести косички, завязывать узелочки типа макраме, продергивать через отверстия; складывать узоры из мозаики; лепить из пластилина; рвать бумагу на мелкие кусочки; резать ножницами; нанизывать бусинки. Для развития мелкой моторики нужно упражняться ежедневно. Это хорошо влияет не только на возможность управлять движением пальцев, но на развитие речи, произвольность поведения.

3. Развитие мыслительных операций:

Задачи:

1). Формировать умение и навыки сопоставления предметов и явлений, находить сходства и различия между ними.

2). Научить выделять существенные свойства предметов и явлений, объединять предметы и явления в группы на основе общих и существенных признаков (обобщение), а также делить на группы (классификация).

3). Учить находить лишний предмет на основе обобщения и классификации.

Игры - "Найди пару", "На что похоже", "Раздели на группы".

Задания на сравнение, обобщение, классификацию, исключение лишнего (по растениям, животным и т.д.).

Для родителей или для индивидуальной работы: Эксперимент "Что тонет, что не тонет", "Магазин", "Ассоциации".

4. Развитие зрительного восприятии, зрительной памяти:

Формирование дифференцированного восприятия и понятий "большой-маленький", "длинный-короткий", "широкий-узкий", "высокий-низкий". Игры: "Парные картинки", "Лото".

Подбор предметов по форме. Игры: "Геометрическое лото", "Домино" и др.

Мозаика.

Игры "Отыщи различия", "Что здесь лишнее" - это, как правило, два рисунка с некоторыми различиями в деталях.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

Внеклассное мероприятие на тему: «Где вода, там и жизнь»
Цели: 1.Систематизация знаний учащихся о воде; 2.Развитие познавательного интереса; 3.Воспитание экологической культуры. Учитель: Вода. Удивительная, парадоксальная, загадочная, непостижимая…Она была и остается музой, источником вдохновения не только поэтов, художников, композиторов, но и ученых-фи ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru