Актуальные технологии активного обучения и их влияние на развитие мотивации учения

Новое об образовании » Развитие мотивации учения у студентов с помощью технологий активного обучения » Актуальные технологии активного обучения и их влияние на развитие мотивации учения

Страница 2

Обратимся к дискуссии - одной из наиболее перспективных ТАО, актуальной для изучения литературы, которая, являясь частью гуманитарного знания, предполагает обсуждение как один из методов усвоения знаний.

С.Б. Ступина выделяет некоторые особенности данной технологии: «Дискуссию рассматривают как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия используется в различных формах обучения: семинарских занятиях, социально-психологических тренингах, деловых играх, кейс-технологии. Дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы: «мозговой штурм», анализ ситуаций, синектику и т.д. Темой дискуссии может быть не любой вопрос, а лишь такой, который допускает различные толкования и оценки, тесно связан с современной жизнью, лично значим для обучаемого, затрагивает его нравственные и политические взгляды. Ценными являются дискуссии, рассматривающие многоаспектные проблемы (экологические, экономические, социальные). Это способствует формированию умений у слушателей рассматривать вопросы неоднозначно, многосторонне. В профессиональном обучении дискуссия применяется в тех ситуациях, когда обмен знаниями, мнениями и убеждениями может привести к новому взгляду на профессиональную деятельность, какое-либо явление, окружающих людей, а также для изменения моделей поведения, организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся, развития навыков межличностного взаимодействия и обеспечения обратной связи. Являясь одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, дискуссия усиливает развивающие и воспитательные эффекты обучения, создает условия для открытого выражения участниками своих мыслей, позиций, обладает возможностью воздействия на установки ее участников. Цели проведения дискуссии могут быть весьма разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества».

Дискуссию лучше проводить не на первых курсах, так как жизненный опыт и профессиональные знания у студентов младших курсах приобретены в недостаточном объеме. Студенты старшего возраста, напротив, в состоянии не только применять знания в конкретной ситуации, но и самостоятельно моделировать эту ситуацию, интерпретировать факты и делать обобщения. В качестве предмета дискуссии, на наш взгляд, следует выбрать на проблему, сугубо связанную с предметом изучения, а проблему, лежащую на стыке дисциплин, связанную с возможностями реализации знаний на практике.

Например, темой дискуссии могут стать вопрос о сотрудничестве филологической и рекламной сфер, использование потенциала литературы в создании «брендов»; вопрос о реализации профессиональных навыков филолога на рынке труда; статус современной литературы; издательское дело в его современном состоянии. При этом мотивировать студентов следует не возможностью заработать дополнительные баллы (что относится к сфере внешней мотивации), а тем, что в процессе обсуждения они смогут взглянуть на проблему с неожиданной стороны, найти свое решение, определить путь развития событий. Кроме того, следует подчеркнуть актуальность обсуждаемых проблем, их тесную связь с сегодняшним состоянием общества. Понимание того, насколько важно и практикоориентировано знание, которым они обладают, оказывает непосредственное влияние на желание студентов совершенствоваться в профессиональной деятельности, что, в свою очередь, сказывается на мотивации учения.

Данный способ обучения требует соблюдения определенных условий. Выделим некоторые из них: «Требования к выбору проблемы дискуссии: проблема обсуждения в ходе дискуссии должна соответствовать возрасту обучающихся, накопленному ими жизненному опыту;

проблема дискуссии должна опираться на имеющиеся у участников дискуссии знания, умения, опыт творческой и эмоциональной ценностной деятельности;

спор должен быть основан на главных вопросах, нести в себе существенные противоречия (дискуссия - спор по существу).

Этапы проведения дискуссии:

Мотивационный:

начало дискуссии.

Содержательно-операционный:

организация пространства

установка правил ведения дискуссии;

структурирование и регулирование дискуссии.

Оценочно-рефлексивный:

завершение дискуссии.

Мотивационный (подготовительный) этап связан с подготовкой дискуссии. На этом этапе наиболее важным является стимулирование интереса к проблеме - предмету спора. С этой целью подбираются яркие способы изложения позиции двух спорящих сторон, отрывки и цитаты из книг, содержащие элементы спора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru