Исправление хитизма и парахитизма

Новое об образовании » Дефект нарушения произношения звука » Исправление хитизма и парахитизма

В обоих случаях следует прежде всего попытаться получить правильное произношение [х] исходя из звука [к] и сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде [кх]. В дальнейшем остается лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить полученную артикуляцию упражнением.

Если такой прием не приведет к цели, следует воспользоваться другим. Он заключается в постановке [х] от с механическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ставится [к] от [т]. Ребенка побуждают произнести слог са, протягивая согласный звук – ссса. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са получается нечто среднее между ся и ща. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога са в хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха.

Недостатки произношения звука [г] в общем аналогичны рассмотренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних случаях вместо г слышится гортанный щелчок, в других – южнорусский [г], представляющий собой как бы озвонченный [х], в третьих – гортанный, звонкий фрикативный звук, образуемый сближением и вибрацией голосовых связок (украинский звук г).

Встречается также – чаше у детей дошкольного возраста – парагаммацизм в виде замены [г] звуком [д] («дуси», «рода» вместо гуси, рога).

Если ребенок правильно произносит звук [к] (изначально или в результате исправления каппацизма), то первая попытка устранения гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличия звука [г] от его глухой пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать ему возможность ощутить вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.

Можно взять в качестве аналогов такие пары слогов, как афа-ава, аса-аза, аша-ажа, aпa-аба, ата-ада, и на этой основе получить пару ака-ага. Ребенок должен произнести эти слоги вслед за логопедом, контролируя и у себя и у него звонкость парных фонем с помощью руки, приложенной к шее.

Если описанные приемы не приведут к цели, следует воспользоваться механическим способом постановки звука [г] от [д], аналогичным тому, который был указан выше для постановки [к] от [т]. На этот раз слог да последовательно преобразуется в слог дя (первый этап), затем в гя (второй этап) и, наконец, в га (третий этап).

За первичной постановкой звука [г] следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парагаммацизма, выражающегося в замене звука [г] на [д], должны быть направлены как на закрепление звука, так и на его дифференциацию с прежним заменителем.

Другое по педагогике:

Методические рекомендации к работе учителя по развитию логического мышления при решении текстовых задач
1) Мыслительные умения, восприятие и память при решении задач. Решение математических задач требует применения многочисленных мыслительных умений: анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомые, решаемую задачу с решенными ранее, выявляя скрытые свойства заданной ситуации; конструир ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru