Психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия предметной среды на человека

Новое об образовании » Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в эколого-развивающей среде » Психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия предметной среды на человека

Страница 1

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты – социальный, предметный компонент природы – оказывают развивающее воздействие.

Изучение физической предметной среды, ее влияния на психическое состояние, началось за рубежом относительно недавно – во второй половине прошедшего столетия. В нашей стране начало активного обсуждения вопросов по созданию благоприятной среды падает на 1960 – 1970-е годы и строится главным образом вокруг различной деятельности взрослых – производственной, рекреационной. Эти вопросы обсуждают в основном художники-дизайнеры, архитекторы, декораторы. Как особо значимый выделяется фактор озеленения интерьеров, территорий общественных и образовательных учреждений. Подчеркивается важная мысль: озеленение пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в учреждениях и их территориях помогают улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера.

Обращается внимание на то, что пространство (место пребывания человека) – это среда, воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира.

В 1970 – 1980-е годы ученые из Прибалтики исследуют различные аспекты воздействия среды на человека, организации и использования им пространства. В качестве ведущего выделяется понятие «пространственного контакта», которое характеризует количественную сторону и интенсивность связей между людьми. В своей деятельности люди меняют интенсивность пространственного контакта: в некоторых ситуациях предпочитается «отдельность», в других – тесный контакт. Нарушение оптимальности во всех случаях негативно воздействует на психические состояния человека.

Обсуждаются такие понятия, как:

1) персональное пространство;

2) групповое пространство.

Устанавливается, что персонализация пространства (фиксирование территории) имеет личностное значение: это своего рода механизм регуляции границ между «я – другие». Продолжительное нарушение оптимальности контакта ведет к изменению психологического состояния и поведения человека. Постоянное пребывание в условиях повышенного контакта, перенаселенность содействуют появлению стресса.

В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. Обращаясь к истории педагогики, авторы прослеживают возникновение этого направления на рубеже XIX – XX вв., становление понятий «педагогическое средоведение», «педагогика среды» в последующие годы. В довоенный период воспитательные возможности среды считались неограниченными. Сама среда трактовалась широко и многозначно: все окружающее, природа, общество. Влияние среды на индивида могло идти в двух направлениях: в одном случае среда поглощала, «засасывала», в другом – сама менялась под его влиянием. Однако одновременное участие среды и индивида в личностном развитии последнего не признавалось. В последние десятилетия появилось представление о среде как компоненте воспитательной системы (Л.И. Новикова и др.). Под средой стали понимать все то, что окружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и пр. При этом разводятся понятия «окружения» и «среды»: не все, что окружает, имеет субъективное значение для индивида, а значит, не все оказывает влияние на его личностное развитие. Нельзя не согласиться с позицией, что «использовать среду в организации воспитательных влияний – значит превращать ее в проводника управленческих команд и регулятора отношений»

Работы Г.Н. Пантелеева – это обстоятельные исследования в области художественно-развивающей среды как пространственно-предметной организации участка, которая строится на принципах педагогической содержательности и целесообразности, потребности ребенка в разных видах деятельности, учета законов дизайна и эстетики, экономических и гигиенических требований к учреждению данного вида. Воспитательно-образовательное значение такой среды – приобщение детей к созданию эстетически значимого пространства, систематическое ознакомление с его экологическими достоинствами.

Принципы создания предметно-развивающей среды, выдвигаемые исследователями, - это принципы, облегчающие личностное взаимодействие учителя с детьми, обеспечивающие активное поведение учащихся, проявление у них творчества и самостоятельности. Эти принципы, создающие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а с другой – его подвижность, динамичность, возможность трансформации, видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства может обеспечить одновременное осуществление деятельностей по интересам.

Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей.

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru