Методика применения информационных технологий на различных этапах урока истории

Новое об образовании » Использование информационных технологий на уроках истории в школе » Методика применения информационных технологий на различных этапах урока истории

Страница 2

Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерные технологии осуществляются в 3х вариантах:

1)"Проникающая" технология. (Применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач)

2) Основная.

3) Монотехнологическая.

Акцент целей:

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникационных способностей.

Дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить.

Формирование умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения.

Обучение - это общение ребёнка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка.

Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Психологический комфорт.

Неограниченность обучения.

Компьютерные средства обучения называются интерактивными, они обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог. Компьютер можно использовать на всех этапах урока. При этом на различных этапах урока он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

источник учебной информации (частично или полностью заменяющей учителя)

наглядное пособие нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникациями)

индивидуальное информационное пространство.

тренажёр.

средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

средство подготовки тестов, их хранение.

текстовой редактор.

графопостроитель, графический редактор.

средство моделирования.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие

Функции:

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом;

Организация внутри классной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутренней сетью;

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный человеческий контакт с ребёнком;

Подготовка компонентов информационной среды (виды учебного демонстрационного оборудования).

Использование современной вычислительной техники позволяет учителю повысить эффективность обучения, рационально использовать учебное время. Следует отметить некоторые варианты использования компьютера в учебной деятельности:

создание дидактического материала для урока;

применение готового программного обеспечения по истории;

применение ПО, разработанного самими учителями и учениками с использованием редактора презентаций и специальных офисных средств.

Рассмотрим более подробно применение информационных технологий на различных этапах урока.

Существуют методы преподнесения новой информации: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными.

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала, что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода.

Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне "присутствовать на занятиях", а внутренне - думать о своем или же совсем оставаться "без мысли в голове". Об этом же писал С.Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в "педагогический сон", т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако, обусловливаются не самими методами устного изложения знаний как таковыми, а их неумелым применением.

Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют Информационные технологии. Уникальные возможности ИКТ можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с главным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). Этими требованиями обладает любая программа создания презентаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по педагогике:

Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений, реализующих задачи формирования навыков общения
Современные изменения в обществе находят отражение и в постановке целей образования, на первый план выступает задача формирования человека, способного неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно требованиям Государственного стандарта, одним из ведущих приоритетов образования ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru