Роль игры в психическом развитии детей дошкольного возраста

Страница 3

Вторая группа игр и забав служит для развития и укрепления чувства самосознания. Отделению себя от внешнего мира, т.е. развитию самосознания, способствует масса тех движений и действий, которые ребенок производит преднамеренно и где его внимание приковывается не к самим предметам или явлениям, а к производящей их причине. Например, ребенок производит шелест бумаги, потом внезапно приостанавливается, выжидая, будут ли звуки продолжаться, когда сам он перестанет действовать: внимание приковывается не к самим звукам, а к источнику их происхождения, к их зависимости от его собственных движений. Когда ребенок начинает постигать эту причинную связь, он обнаруживает большое удовольствие, проистекающее из чувства собственной силы, из сознания себя как деятеля, как причины явлений, как живого двигательного начала, независимого от всего окружающего. Это постоянное чувствование себя как силы и составляет одно из оснований для самосознания.

Сикорский сделал важный вывод: развитие самосознания у ребенка сопровождается многими моментами: мускульными ощущениями; болевыми и другими впечатлениями от тела; зрительными представлениями о форме и величине собственного тела. И здесь важным вспомогательным орудием для развития зрительных представлений служит зеркало. Оно является одной из самых поучительных игрушек.

Третья группа игр и забав служит ребенку для упражнения в процессе воспроизведения или репродукции впечатлений. До определенного времени процесс репродукции недоступен для ребенка. Значительная часть игр рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, неугасимо поддерживать фантазии мысли. Таковы игры в прятки и в куклы. Куклы идут в гости, возвращаются, отправляются на службу, приходят домой и т.п. С помощью этих символов ребенок хочет более наглядно представить себе и запечатлеть то, о чем он уже имеет смутное представление. Например, малыш скрывает предметы игры от своего взора, закрывает глаза руками, бросает камни в воду, пускает мыльные пузыри. Во всех этих играх предусматривается и ожидается, как нечто желаемое, известный результат: погружение камня в воду происходит с определенным звуком, движение мыльного пузыря ассоциируется с его исчезновением (он лопнул!). Все эти последствия заранее репродуцируются, и сущность наслаждения состоит в том, что реальное совпадает с воспроизведенным.

Один и тот же предмет игры может служить детям для различных целей. Например, бросание предметов и постукивание употребляются один раз для вызывания звуков, которые ребенок анализирует и классифицирует, другой – для практики воспроизведения идей. Сикорский объясняет этот факт тем, что картинка, которую ребенок видит, оставляет слабый след в его уме и воспроизводится недостаточно ясно и легко. Чтобы прочно ее запечатлеть, необходимо воспроизвести операцию. Но как только ребенок достигает этого, игра теряет для него интерес.

На наш взгляд, факт повторения операций с предметами связан с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. В ходе развития повторных действий с предметами у ребенка формируются представления о свойствах предмета и о возможном результате действия с ним. Это можно рассматривать как результат манипулятивных действий с предметами. Сикорский указывает, что игры мальчиков и девочек различаются. Для девочек характерны игры, отнесенные ученым к третьей группе; они способствуют репродукции впечатлений (игры в куклы). А мальчики рано проявляют независимость и самостоятельность; в их играх гораздо больше фантазии и творчества. Это объясняется тем, что у девочек процесс репродукции совершается слабее. Чтобы его упрочить, девочки должны делать больше упражнений, чем мальчики. Творчество и фантазия у мальчиков позволяют говорить об относительной легкости для них процессов абстрактного мышления. Данные различия обнаруживаются уже на 2-м году жизни. Такой вывод Сикорского согласуется с наблюдениями Прейера. Он заметил, что девочки раньше обучаются речи и, безусловно, превосходят мальчиков по тонкости развития чувства, но обнаруживают впоследствии более слабую способность развития логического мышления и способность к абстракциям высшего порядка, чем мальчики. Мы согласны с утверждением Сикорского, что данное правило имеет немало исключений. Они заметны уже в детстве, их можно наблюдать в дальнейшей жизни: есть женщины, способные к широкому отвлеченному мышлению, и мужчины, одаренные тонким эмоциональным развитием.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru