Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Новое об образовании » Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Страница 2

В педагогике имеется следующий взгляд на составляющие здоровья: физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. А социальное здоровье определяется как моральное самообладание, адекватная самооценка своего “я”, самоопределение личности в относительных социальных условиях микро- и макросреды.

Анализ изученной нами литературы показал, что лишь во второй половине прошлого века, в основном в рамках гуманистической психологии, ученые, например, такие, как Э. Фромм, А. Маслоу, В. Франкл, Г. Олпорт, обратились к исследованию проблемы здоровой личности. В последствии появились разработки психологических концепций здоровья, а в дальнейшем и психолого-педагогические .

ВОЗ выделяет три фактора, обусловливающие формирование здоровья – это окружающая среда (природная, социальная, культурная), генотип человека (в широком смысле слова понимаемый как совокупность наследуемых особенностей индивидуума) и внутренний мир человека (культура, дух).

В соответствии с данными факторами можно в качестве основных направлений работы педагогов по сбережению здоровья школьников выделить такие, как:

- формирование у детей знаний о собственном здоровье и факторах, влияющих на его состояние;

- формирование устойчивого понимания приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ);

- создание условий медико-психолого-педагогической защиты для гармоничного развития личности;

- оказание психологической поддержки подросткам, испытывающим трудности в процессе социальной адаптации и самоидентификации в стремительно меняющемся мире.

Следует отметить то, что методы и формы организационной работы должны быть ориентированы, с одной стороны, на активизацию ресурсов личности, а с другой – на активизацию ресурсов педагогической и социальной среды.

Решение проблемы здоровья некоторые ученые, педагоги видят в деятельности образовательных учреждений, призванных сохранять и укреплять здоровье не только обучающихся, но и учителей, так как социально- психологическое здоровье учащихся зависит главным образом от психологического здоровья педагога и его возможностей быстро, эффективно восстанавливать свое душевное благополучие. В настоящее время идет активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных технологий с позиции гуманизации образования, личностно ориентированного обучения, что позволяет педагогу взглянуть на проблемы школы не только с точки зрения образовательного процесса, но и с позиции сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Среди комплекса мер психолого-медико-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся весьма важны освоение и использование в работе педагогического коллектива здоровьесберегающих технологий. К ним относят коллективно-групповые технологии, активные методы обучения, уровневую дифференциацию, метод проектов и модульные технологии. В связи с этим ведется поиск наиболее эффективного применения образовательных технологий в сфере сохранения здоровья участников воспитательно-образовательного процесса с целью создания условий, при которых возможно сохранение психического, физического, социального здоровья учащихся, формирование у них мотивации на потребность в здоровье, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

Тенденции разработки модели развития творческих способностей учащихся в системе школьного образования
Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, культурного саморазвития. Образовательное учреждение как институциональная форма ор ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru