Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе реализации здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе

Новое об образовании » Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов » Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе реализации здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе

Страница 1

В жизненном цикле человека выделяют отдельные возрастные этапы, когда темпы развития и роста меняются. Одним из таких этапов является и младший школьный возраст. По периодизации Л. С. Выготского данный возраст варьируется от 6-7 до 10-11 лет. Таким ученым, как А. А. Никольская, были выделены положения о главных чертах детского развития:

- развитие совершается постепенно и последовательно;

- между духовным и физическим развитием существует неразрывная связь, также как и между умственной, эмоциональной, волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие;

- различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития и энергия не одинаковы, от разных причин развитие может ускоряться и тормозить.

Приступая к рассмотрению вопроса о возрастных особенностях младших школьников в процессе реализации здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе, выделим следующие основные приоритеты для педагогики оздоровления:

- здоровый ребенок;

- оздоровление – не совокупность лечебных мер, а форма психофизиологических возможностей детей;

- индивидуально-дифференцированный подход как основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Остановимся на третьем приоритете и рассмотрим его подробнее. Индивидуально-дифференцированный подход – это учет их индивидуальных, возрастных, личностных, половых, психосоматических особенностей детей и различение их по этим особенностям.

Младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Быстрый темп роста и развития ребенка приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм в этом возрасте становится чувствительным к неблагоприятным факторам и воздействиям внешней среды. В основном в этом возрасте дети идут в школу. Сама по себе учебная деятельность и процесс обучения в школе является новым, непривычным, трудным, что ограничивает двигательную активность, возрастают статистические нагрузки, психические напряжения. На 2000 год каждый пятый школьник имел хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди имеющихся патологий были выявлены ведущие формы: на первом месте оказались заболевания костно-мышечной системы, на втором – заболевания органов зрения, на третьем – болезни органов дыхания, далее следуют болезни органов пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания. Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию данных заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение. Поэтому необходимы знания об особенностях младших школьников на уровне психологических особенностей, чтобы учебно-воспитательный процесс был полноценно здоровьесберегающим.

Приступая к рассмотрению вопроса об особенностях младших школьников, выделим те, учет которых наиболее значим в процессе реализации ЗОТ во внеурочной работе: морфофункциональные и психофизиологические.

Младший школьный возраст (МШВ) является периодом спокойного и равномерного развития. Это значит, что в данном возрасте нет резких перемен, все системы организма формируются спокойно. Начнем с рассмотрения физиологических особенностей данного возраста, а именно костно-мышечной системы.

Костно-мышечная система младшего школьника характеризуется преобладанием хрящевой ткани, окостенение не завершено, по этой причине дети в этом возрасте еще гибкие. Необходимо отметить, что МШВ является сензитивным для моторного развития, поэтому можно способствовать развитию спортивных способностей, что является одной из задач ЗОТ. Однако при работе надо учитывать и то, что именно гибкость делает этот возраст опасным для преобразования позвоночника, так как опасны черепно-мозговые травмы.

Осанка не бывает врожденной и формируется с 4 до 10 лет. Поэтому эффективность корректирующих мероприятий соответствует данному периоду.

Все автоматические и рефлекторные действия контролируются спинным мозгом за исключением тех, за которыми следит головной мозг. Только прямой, сильный, гибкий и растянутый позвоночник позволяет нормально функционировать каждому нерву. Когда сдавливаются нервные волокна в верхней части шеи у основания головы, то у человека могут появляться головные боли. Сдавливание нервных волокон чуть ниже приводит к расстройствам зрения. В грудной области давление на нервы, идущие к желудку и другим органам пищеварения, вызывают расстройство этих органов. Нарушение осанки у детей встречается у 40% детей дошкольного возраста, а к окончанию школы количество таких детей вырастает до 50%. Специальные исследования показали, что у 75% младших школьников выявлены явные признаки невротизации, нарушения осанки. Такие нарушения у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек. Важно отметить то, что нормальная осанка девочки имеет очень существенное влияние на формирование ее готовности к будущему материнству. Поэтому необходимо именно в младшем школьном возрасте следить за осанкой и позвоночником детей, формировать культуру ЗОЖ и серьезное отношение к своему здоровью.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru