Проблема содержания общего образования, основные концепции его формирования. Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования

Новое об образовании » Содержание образовательно-воспитательного процесса, педагогические и психологические аспекты обучения » Проблема содержания общего образования, основные концепции его формирования. Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования

Страница 4

Активность умственной дея-ти уч-ся зависит от расписания занятий, места в нем уроков физ-ры и трудов.

Харламов. При рассмотрении закономерностей большое значение имеет, прежде всего, то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присуще все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:

- направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности,

- деятельностный характер обучения,

- единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся,

- проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личностного достоинства в процессе обучения,

- обеспечение радости успехов в овладении знаниями,

- раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения,

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения,

- повышения влияния коллектива на улучшения качества учебной работы,

- согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.

Дидактические закономерности:

Научность и мировоззренческая направленность обучения. Для реализации этой закономерности учителю необходимо: - глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение в изучаемом материале, не допуская ошибок; - раскрывать мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, содержащиеся в изучаемом материале; - показывать значение изучаемого материала для понимания общественно-политических событий.

Проблемность обучения. Обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Только при условии если учащийся сталкивается с проблемами, вопросами и задачами, к-е ему нужно разрешить, он включается в познавательный процесс, проявляет мыслительную активность.

Наглядность обучения. Выступает для уч-ся как средство познания окружающего мира. Позволяет включить в познавательный процесс различные органы восприятия. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. К наглядным пособиям относятся: - реальные предметы и явления в их натуральном виде, - модели машин, - муляжи, - иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии, - графические пособия: диаграммы, графики, схемы, таблицы, - различные технические средства: учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры.

Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности. Реализация этой закономерности: использование разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера; путем организации наблюдения за изучаемыми предметами и явлениями и побуждения учащихся к самостоятельному объяснению явлений природы и общественной жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru