Общая характеристика способностей человека. Особенности работы с детьми, имеющими высокий уровень общих способностей

Новое об образовании » Содержание образовательно-воспитательного процесса, педагогические и психологические аспекты обучения » Общая характеристика способностей человека. Особенности работы с детьми, имеющими высокий уровень общих способностей

Страница 3

Лич-ть и темп-т связаны м/у собой т.о., что темп-т выст-т в кач-ве общей основы многих других личностных св-в, прежде всего хар-ра. Он опред-т динам-е проявления соот-х личн-х св-в. От темп-та зависят такие св-ва личн-тим как впечатлительность, эмоци-ть, импульсивность, тревожность. 1. впеч-ть-сила воздействия на чел-ка различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. 2. эмоц-ть-скорость и глубина эмоц-й реакции чел-ка на те или иные события.3. импул-ть-прояв-ся в несдержан-ти реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как чел-к успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение.4. Тревожный чел-к отл-ся от малотрев-го тем , что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоц-е переживания: боязнь, опасения, страхи. Темп-т влияет на развитие сп-ей чел-ка особенно тех, в состав которых входят движения с такими сущест-ми хар-ми, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость.

Хар-р- это своеобразие склада психол-й деят-ти, проявляющегося в особенностях социального поведения лич-ти и в первую очередь в отн-х к людям, делу и самому себе. Природной основой хар-ра явл. темп-т, выражающий тип высшей нервной деят-ти Темп-т влияет и на другие проявления хар-ра, например, на волевые проявления: в одном случае воля может выражаться в виде порывов, в другом ровно. Структуру хар-ра нужно рассм-ть всесторонне, анализ-ть поведение в различных ситуациях жизни. В стр-ре слож-ся хар-ра должны выделить прежде всего две стороны: содержание и форму. Анализ-я стр-ру хар-ра, той или иной лич-ти, содержание ее отн-й к объект-й действительности, должны выделить на первый план. В разных формах хар-ра выраж-ся способы проявления отн-й, закрепившиеся эмоц-но-волевые особ-ти поведения. К стр-ре отн-ся: 1. убеждения. 2. потребность интереса. 3. интеллект. 4. воля. 5. чувства. 6. темпер-т. 1. Убеж-ть прояв-ся в таких чертах хар-ра как целеуст-ть, треб-ть к себе и другим. 2. Преобладание потреб-ти в труде общественных интересов, в стр-ре хар-ра определ-т общественно ценный и активный хар-р лич-ти. 3. Волевой хар-р отл-ся твердостью, самост-тью при осущест-ии намеченной цели. 4. Чувства явл показателем кач-х особен-й хар-ра чел-ка. 5.Темп-т опред-т в хар-ре такие черты, как уравн-ть или неуравн-ть поведения. Хар-р формирр-ся постепенно в процессе познания и практич-й деят-ти. В хар-ре каждого чел-ка надо видеть единство устойчивых и динамич-х св-в. Главный стержень хар-ра склад-ся постепенно, укрепл-ся в процессе жизни и становится типичным для данного чел-ка, а конкрретные проявления хар-ра могут видоизменяться в зависимости от ситуации которой нах-ся. Основную роль в формир-ии и раз-ии хар-ра реб-ка играет его общение с окруж-ми людьми. Синзит-ым периодом жизни для становления хар-ра можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общ-ся со взрослыми и свер-ми. Раньше других в хар-ре чел-ка закл-ся такие черты как доброта, общит-ть, отзывчивость, а так же противопол-е кач-ва: эгоист-ть, безразл-е к людям. Начало формир-ия данных черт уходит вглубь дош-го детства. Те св-ва хар-ра, кот наиболее ярко проявляют «я в труде» - аккуратность, трудолюбие,-склад-ся неск-ко позже, закреп-ся в играх и доступных видах дом-го труда. В нач-ых классах оформляются черты хар-ра, прояв-ся в отн-х с людьми. Этому спос-ет расшир-ие сферы общ-ия. В подр-ом возр-те активно раз-ся и закреп-ся волевые черты хар-ра, а ранняя юность закл-ет базовые и нравств-е и мировозз-е основы.

Самая первая типология хар-ра была предложена Кречмером, а в наши дни эту идею развивали-Фромм, Леонгард, Личко. Кречмер выделил 3 типа строения тела или конституции чел-ка: астенический-обычно худой и тонкий чел-к, тонкая кожа лица и тела, узкие плечи; атлетический-сильно развитый скелет и мускулатура, среднего или высокого роста, с широкими плечами; пикнический-сильно развиты внутренние полости тела, склонность к ожирению, среднего роста с короткой шеей. Типология Кречмера была построена умозрительным путем, содержала ряд наблюдений. Люди с опред-м типом строения тела имеют склонность к заболевания, кот-е сопоов-ся акцентуациями хар-ра. Более поздние клас-ии хар-в строились на описании этих акц-й. Акцен-я хар-ра - чрезмерное усиление отдельных черт хар-ра, при котором наблюд-ся не выходящие за приделы нормы отклонения в психологии и поведении чел-ка, граничащие с патологией. Клас-я акц-й хар-в у подростков по Личко: 1.Гипертивный тип- отл-ся подвижностью, общит-ю, склон-ю к озорству. Имеют много увлечений, которые быстро проходят; переоценивают свои сп-ти.2.Циклоидный-раздраж-й, склонный к апатии, настроение периодич-и меняется.3. Лобильный-поведение зависит от сиюминутного настроения, хорошо понимают и чувст-т отн-е к ним других людей. 4. Астеноневротический - повышенная мнительность и капризность, утомляемость при выполнении трудной умственной работы.5. Синзитивный - повышенная чувс-ть ко всему, застенчивые и робкие, большая привязанность к близким. 6. Психастенический - ускоренное и раннее интел-е развитие, склонность к размышления, самоанализу. 7. Шизоидный - хар-на замкнутость, предпочитают быть одни, любят мечтать. 8. Эпилептоидный - часто плачут, жестокие, властные. 9. Истероидный - эгоцентризм, внимание к собственной особе, склонны к театральности, любят похвалу. 10. Неустойчивый - склон-ть к развлечениям, к безделию, отсутствие интересов. 11. Конформный - подчинение авторитету. Следующая типология хар-ов пред-на Фроммом, в основе кот лежит отн-ие чел-ка к жизни и об-ву. Осн-ые типы: 1. «Мазохист-садист»-склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а так же причины наблюд-ых соц событий. Много заним-ся самообр-ем, переделкой людей в лучшую сторону. Доводит себя и окр-х людей до сот-я изнеможения. Люди-мазохисты прояв-т тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой. Наряду с мазохис-ми склон-ми почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, причинять им боль и страдания. Такого чел-ка наз-ют авторитарной лич-ю. 2. «Разрушитель»- к разруш-ти обычно обращ-ся люди, кот испыт-ют чув-ва тревоги и бессилия. 3. «Конформист-автомат»- такой чел-к сталк-сь с проблемами перестаёт быть самим собой, он беспрекословно подчиняется обстоя-ам. У такого чел-ка почти никогда нет собсв-го мнения, он всегда готов подчин-ся любой новой власти.

Страницы: 1 2 3 

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru