Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста

Новое об образовании » Формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников » Психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста

Страница 1

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 16 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних и старших классах школы.

Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.

Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует.

Подросток подвергается воздействию могучих сил как бы распирающих его изнутри, в каком-то смысле, разрывающих его на части. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. Эти процессы оказывают воздействие как на самих подростков, так и на родителей. На проблемы, связанные с физиологией накладывается вторичное, так сказать, обострение кризисов, характерных для предшествующих стадий развития ребенка. Автономия и инициатива мощно и иногда неадекватно проявляются в потребности получить власть над собственной жизнью. В том, насколько это удается сделать и в какой степени успешным оказывается подросток в реализации этой власти - проявляется конфликт предыдущей стадии: компетентность - неуспешность. И, наконец, все названное происходит на фоне того, насколько внешний мир и, в первую очередь, родители готовы понимать и принимать происходящее. Что соответствует конфликту самой первой стадии человеческой жизни: доверие - недоверие. По мнению Э.Эриксона, одна из основных задач подросткового возраста - интеграция элементов идентичности личности, сформированных в той или иной степени ранее.

В реальной семейной жизни и в отношениях с родителями этот процесс часто проявляется в психологическом "шараханье" ребенка из одной крайности в другую. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного пятилетку. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным во, вроде бы, уже давно оговоренных и привычных делах, связанных с уборкой собственной комнаты и походом за хлебом. Происходят заметные, иногда кардинальные изменения привычек, сложившихся стереотипов поведения, способов проведения досуга и круга общения.

Понятно, что такие пертурбации нагнетают напряжение в семье, задают неровный, "рваный" ритм жизни для всех ее членов. Более того, поскольку большинство подростков ведут себя таким образом не только дома, но и в принципе "по жизни", это создает объективно сложные, иногда критические ситуации, расхлебывать которые нередко приходится мамам и папам. В основе поведения подростка лежит острая потребность в обретении власти и контроля над собственной жизнью. Желание присвоить ее. И ощущение - с объективной точки зрения частью соответствующее действительностью, а частью иллюзорное по отношению к реальному положению вещей - что он уже способен на это.

Стремление к автономии проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в мире "этих странных взрослых". Вместе с тем, на более глубоких уровнях не только психологического, но и, так сказать, житейского бытия потребность во внешнем авторитете более опытном и дееспособном сохраняется. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов с очевидностью вытекающих из данной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

Многозначность пословицы как педагогического суждения
Люди чаще всего употребляют пословицы и поговорки по одной, украшая ими текст или комментируя ими факт, или аргументируя народным авторитетом высказанную собственную мысль. Реже употребляются пословицы по две, по смыслу близкие, взаимно дополняющие друг друга. Очень редко встречаются в разговоре тр ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru