Содержание работы по воспитанию субъектной активности старших школьников

Новое об образовании » Формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников » Содержание работы по воспитанию субъектной активности старших школьников

Страница 4

Структура деятельности: обретение мотива, постановка цели, осознание мотива этой деятельности, подбор средств и способов деятельности, совершение серии соответствующих действий, оценивание и постановка новой или модификация прежней цели (если результат неудовлетворительный).

Формирование субъектной позиции

Формирование субъектной позиции происходит двумя путями: через пример организации деятельности самим педагогом (своей и совместной) и организацию деятельности детей с постепенной передачей им отдельных структур их деятельности.

Таким образом, можно сказать, что основными принципами формирования субъектной позиции старших школьников являются: принцип деятельности, деятельность насыщена смыслами, организуется в некой структуре (структура задана в форме деятельности, в понятиях, “обкатывается” во всем).

Игра здесь выступает как некая технология, (хотя сама игра - это “немного” шире, это особая форма деятельности), но в данном случае она используется как технология, как метод реализации содержания воспитания.

· Мотивация заложена в саму сущность игры, еще не зная во что и как будем играть, ребенок дает внутреннее согласие на нее и с нетерпением ждет начала.

· В игре невозможно остаться в стороне, она просто втягивает в действие. Это участие не только активное, оно еще и эмоционально окрашено, что приводит к накоплению жизненного опыта, того самого, опираясь и анализируя который можно строить воспитательный процесс и решать воспитательные задачи (формировать, развивать и т.д.). Второе: хоть все и происходит “как будто бы”, но проявляются реальные ценности ребят, происходит их “презентация”, “обкатка”, но в то же время остается ощущение безопасности: есть возможность спрятаться за “как будто”, это же игра.

· Игра “сжимает” время: за 1.5 часа участник делает выбор (и не один), живет с ним и проживает его последствия.

· Игра дает неограниченные возможности для моделирования почти любого пространства, потому, что в ней действует закон “как будто”. Раз! И обычный школьный класс превращается в пещеру или дворцовую залу, или отсек космического корабля. Игра дает возможность моделировать практически любую ситуацию, ценную и важную для подростка, но невозможную для него в реальной жизни: исследование космоса, женско-мужские отношения, ситуацию руководства и ответственности.

Правда, наряду со всеми этими плюсами есть некоторые сложности, ограничения, часто создающие непреодолимые препятствия в использовании игры как воспитательной формы работы с подростками.

· Устраивающий игру взрослый, учитель, воспитатель сам должен обладать способностью играть. Не просто - изображать, представлять, а играть самозабвенно, включаться в действие так же как дети, забывая все и вся.

· В игре нет определенности, структурированности, она развивается по своим законам, в ней в любой момент может все произойти. Игра развивается благодаря действию каждого участника, даже если я придумаю пять выходов из ситуации, игроки придумают шестой. И чтобы ткань игры, ее идея не ушла из рук, надо постоянно чувствовать динамику игры, быть готовым принять необычное решение, что требует постоянно находиться в состоянии творческости.

· У игры как формы воспитательной деятельности нет определенного, наглядного результата (количественного и качественного показателя). Трудно проследить, как сформировалось или развилось то-то и то-то. Можно по игровым действиям, по переживаниям игроков, по их высказываниям во время анализа игры предположить, что они не остались равнодушны к поднятой проблеме, они сделали этот выбор и в подобной ситуации в жизни их выбор будет таким же, они пережили эти эмоции и они для них важны. Результат мы можем увидеть только в деятельности.

· Игра не дает участникам ответы на конкретные вопросы, не решает конкретные задачи, каждый получает те ответы, которые готов получить и принять.

· Интересна и самоценна.

· Легко включиться, а, следовательно - максимальная свобода для проявления себя, для творчества.

· Принцип “как будто бы” дает возможность попробовать себя в новом, неизведанном (новые формы деятельности, примерить новые ценности и т.д.).

· Дает возможность смоделировать любую ситуацию.

Сначала подростки являются субъектом только одного элемента деятельности. На этапе рефлексии (который обязателен в любой деятельности, вводится как один из обязательных элементов любого мероприятия) появляется запрос на передачу полномочий детям на других этапах деятельности: отбор средств и разработке способов действий, продумывание технологии действий и мотивации необходимых действий, а далее - самостоятельное выдвижение целей.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по педагогике:

Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Общее недоразвитие речи может наблю ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru