Субъект – субъектный подход социализированности

Страница 1

Все концепции социализации делят на тяготеющие к субъект-объектному и к субъкт-субъектному подходу. Согласно субъект-объектному подходу, социализированность определяется способностью успешно ориентироваться в общественной жизни, а также проявлять конформность к социальным предписаниям. Согласно субъкт-субъектному подходу, социализированность определяется степенью способности человека быть субъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом. При этом особое внимание уделяют наличию (и качественному составу) у человека ценностных ориентаций и умению их менять. Мы подчеркиваем, что в любом случае социализированность определяется степенью освоения и принятия норм морали и права. Именно освоение норм морали и права объединяет субъект-объектный и субъект-субъектный подходы, является общим для них.

Социализированный человек означает социально зрелый. Под ним понимается степень развитости социальных качеств у человека в конкретном социокультурном контексте. Разные авторы выдвигают разные критерии социальной зрелости. Так, А.И. Кравченко социальную зрелость отдельной личности определяет «развитостью таких ее социально-нравственных качеств, как трудолюбие, общественная сознательность и активность, чувство долга, законопослушность, ответственность и др.». Другие авторы считают основными критериями социальной зрелости личности «уважение к себе (чувство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, творчески подходить к жизни».

Анализ множества определений социализации показал, что среди них редко встречаются такие, где четко обозначен главный вектор социализации: положительная направленность на нормы морали и права. Социализация не сводится лишь к усвоению этих норм, но они являются критерием, показателем, ориентиром, относительно которого только и можно разграничить – происходит ли в процессе приспособления человека к обществу социализация или, напротив, возникает девиация. Принятие такого вектора позволяет определять не только социализацию как процесс принятия норм морали и права, но и девиацию как отклонение от них.

С педагогических позиций проблему социализации личности рассматривал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. В своей работе он писал: «Процесс социализации является одной из важнейших предпосылок формирования той воспитательной силы коллектива. Правильное включение в жизнь общества, правильная социализация возможны лишь тогда, когда человек сознательно стремится к гармонии собственного «Я» с интересами других людей, не только умеет, но и старается поступиться своими желаниями в интересах общего блага»

«Социализация – процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт».

Так, Ю.И. Кривов характерными для этого теоретического подхода дефинициями определяет эту триаду следующим образом:

1. «Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».

2. Воспитание в данной логике понимается как «целенаправленное управление развитием личности: часть процесса социализации», «планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации». Например: воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности воспитуемых.

3. Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.

Воспитание и обучение – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивида.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru