Ретроспектива инновационных технологий социализации обучающихся

Страница 1

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения понимаются не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры.

Портрет выпускника 21 века выглядит таким образом. Это деятельный и активный, креативный, любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый человек. В нем развито положительное отношение к себе, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, развиты навыки самоорганизации. Он обладает уверенностью в своих силах, коммуникативностью, ответственностью, саморегуляцией.

Проблема состоит в том, что для реализации личностных достижений обучающихся требуются новые методы организации внеурочной деятельности. Только в рамках школьного обучения реализовать это невозможно. В этом случае необходимо использовать потенциал системы дополнительного образования детей. На базе учреждений дополнительного образования детей можно эффективнее в неформальной обстановке, через детские общественные организации, детские объединения организовать обучение, которые бы способствовало социализации обучающихся.

Поэтому в рамках реализации ФГОС необходимо внедрять инновационные технологии, способствующие социализации обучающихся. Это технологии: обучение в сотрудничестве; проектное обучение; образно-эмоциональное обучение; ситуативное обучение.

Обучение в сотрудничестве.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. Основные варианты организации обучения в сотрудничестве.

Обучение в команде, обучение происходит в группе из 4-х человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности). Педагог объясняет новый материал, а затем предлагает обучающимся в группах его закрепить. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый выполняет свою часть) либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение любого задания объясняется вслух и контролируется всей группой. Соревнуются не сильный со слабым, а со своими собственными ранее достигнутыми результатами;

Учимся вместе, обучающиеся разбивается на разнородные по уровню обученности группы в 3–5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, проекта, работы над кейсом над которой работает детское объединение. Внутри группы, обучающиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания: контролирующую, мониторинга активности каждого члена группы, культуры общения. Таким образом, группа имеет двойную задачу: академическую и социальную. Педагог контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

2. Метод проектов.

Метод проектов как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Всегда требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, командную, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность обучающихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и т.д.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

3. Технология портфолио

Известный отечественный педагог Г.К. Селевко в «Энциклопедии образовательных технологий» даёт такое определение: «портфолио» в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». В современном российском образовании – это папка индивидуальных достижений обучающегося. Основной смысл портфолио – дать возможность каждому обучающемуся показать все, на что он способен, и создать для него «стимул роста». Являясь способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения ребенка, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что портфолио – это серия работ, документов, бумаг и т.д., объединённых общей темой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru