Критериальная характеристика уровней сформированности читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения

Новое об образовании » Процесс формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения » Критериальная характеристика уровней сформированности читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения

Страница 1

Процесс формирования интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению у первоклассников, как и любая часть целесообразно организованного учебного процесса, подчиняется строго определенным дидактическим и методическим закономерностям.

Ведущая закономерность процесса обучения - сложная взаимная зависимость между знанием книг и отношением к книге, к самостоятельному чтению.

В соответствии с ведущей закономерностью процесса обучения чтению нами были выделены критерии и признаки сформированности читательской самостоятельности у первоклассников на уроках внеклассного чтения.

Под критериями мы будем понимать «признаки, на основании которых производится оценка, определение, классификация чего-либо» .

Под показателями мы будем понимать «явления или события, по которым можно судить о ходе какого-нибудь процесса».

Под уровнем мы будем подразумевать «степень, характеризующую качество, высоту, величину развития чего-нибудь».

Н. Светловской выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности младших школьников, в том числе и первоклассников:

× умение работать с книгой;

× начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);

× знание библиографических сведений.

В программе для средней общеобразовательной школы выделяет следующие показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой:

× соблюдение правил пользования книгой, гигиены чтения;

× умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;

× умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;

× умение описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;

× умение находить в книге сведения об авторе;

× различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;

× умение ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.

Начитанность учащихся характеризуется, по мнению О.Джежелей и

А.Емець , следующими показателями:

× знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;

× знанием содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;

× умением отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,

× осмысливать с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа).

Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями:

× умением отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ);

× умением ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора;

× умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;

× умением работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;

× знанием библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг.

На основе вышеизложенного составим критериальную характеристику уровней сформированности читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.

Таблица 1.3 Критериальная характеристика уровней сформированности читательской самостоятельности первоклассников

Критерии

Уровневые показатели

 

Высокий

Достаточный

Средний

Низкий

 

1. Умение работать с книгой

Знание элементов книги и умение ориентироваться в них;

быстрое умение находить в книге сведения об авторе;

различение шрифтов;

ориентация в группе книг от 2 до 4.

Знание элементов книг;

умение описывать незнакомую книгу по заглавию, иллюстрациям;

ориентация в 2-3 книгах.

Нужная страница находится не сразу;

учащийся нуждается в помощи взрослого при работе с книгой.

Ученик не ориентируется в элементах книг; сведения об авторе учащемуся найти сложно;

в группе книг он не ориентируется.

 

2. Начитанность

Техника чтения вслух более 30 слов в минуту;

самостоятельная подготовка к выразительному чтению;

широкий читательский кругозор;

полное усвоение программы;

знание авторов и названий полюбившихся произведений;

умение отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям.

Техника чтения – более 25 слов в минуту;

читательский кругозор ограничен знанием определенных жанров;

программа усвоена частично;

выделение отдельных авторов и полюбившихся произведений.

Техника чтения – более 15 слов в минуту;

читательский кругозор недостаточно широк;

программа усвоена частично;

частичное запоминание авторов и произведений программы.

Техника чтения ниже 15 слов в минуту;

ограниченный читательский кругозор;

программа усвоена частично;

слабое знание авторов и произведений.

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru