Процесс формирования интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению у первоклассников, как и любая часть целесообразно организованного учебного процесса, подчиняется строго определенным дидактическим и методическим закономерностям.
Ведущая закономерность процесса обучения - сложная взаимная зависимость между знанием книг и отношением к книге, к самостоятельному чтению.
В соответствии с ведущей закономерностью процесса обучения чтению нами были выделены критерии и признаки сформированности читательской самостоятельности у первоклассников на уроках внеклассного чтения.
Под критериями мы будем понимать «признаки, на основании которых производится оценка, определение, классификация чего-либо» .
Под показателями мы будем понимать «явления или события, по которым можно судить о ходе какого-нибудь процесса».
Под уровнем мы будем подразумевать «степень, характеризующую качество, высоту, величину развития чего-нибудь».
Н. Светловской выделены критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательской самостоятельности младших школьников, в том числе и первоклассников:
× умение работать с книгой;
× начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);
× знание библиографических сведений.
В программе для средней общеобразовательной школы выделяет следующие показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой:
× соблюдение правил пользования книгой, гигиены чтения;
× умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;
× умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;
× умение описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;
× умение находить в книге сведения об авторе;
× различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;
× умение ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.
Начитанность учащихся характеризуется, по мнению О.Джежелей и
А.Емець , следующими показателями:
× знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;
× знанием содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;
× умением отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,
× осмысливать с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа).
Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями:
× умением отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ);
× умением ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора;
× умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;
× умением работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;
× знанием библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг.
На основе вышеизложенного составим критериальную характеристику уровней сформированности читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения.
Таблица 1.3 Критериальная характеристика уровней сформированности читательской самостоятельности первоклассников
|
Критерии |
Уровневые показатели | ||||||||
|
Высокий |
Достаточный |
Средний |
Низкий | ||||||
|
1. Умение работать с книгой |
Знание элементов книги и умение ориентироваться в них; быстрое умение находить в книге сведения об авторе; различение шрифтов; ориентация в группе книг от 2 до 4. |
Знание элементов книг; умение описывать незнакомую книгу по заглавию, иллюстрациям; ориентация в 2-3 книгах. |
Нужная страница находится не сразу; учащийся нуждается в помощи взрослого при работе с книгой. |
Ученик не ориентируется в элементах книг; сведения об авторе учащемуся найти сложно; в группе книг он не ориентируется. | |||||
|
2. Начитанность |
Техника чтения вслух более 30 слов в минуту; самостоятельная подготовка к выразительному чтению; широкий читательский кругозор; полное усвоение программы; знание авторов и названий полюбившихся произведений; умение отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям. |
Техника чтения – более 25 слов в минуту; читательский кругозор ограничен знанием определенных жанров; программа усвоена частично; выделение отдельных авторов и полюбившихся произведений. |
Техника чтения – более 15 слов в минуту; читательский кругозор недостаточно широк; программа усвоена частично; частичное запоминание авторов и произведений программы. |
Техника чтения ниже 15 слов в минуту; ограниченный читательский кругозор; программа усвоена частично; слабое знание авторов и произведений. | |||||
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.