Цели и содержание обучения чтению

Страница 1

Слово считается основной единицей языка. Слово – это звуковой комплекс (набор звуков, организованный ударением), обладающий значением и относящийся к какому-либо классу слов (части речи). Каждая часть речи обладает своими категориями и функциями.

Работа над словом носит комплексный характер. У учащихся должен сложиться звуковой облик слова, для чего оно должно быть произнесено преподавателем. Также должен сложиться и графический облик слова, для чего учащиеся должны увидеть слово и записать его. Учитель должен раскрыть значение слова одним из способов семантизации, а также отнести к какой-либо части речи. Можно даже не пользоваться терминологией (особенно при работе с нефилологами), а просто сказать, на какой вопрос отвечает слово (кто? какой? что делать?). При представлении (презентации) слова необходимо обратить внимание на особенности произношения, написания (например, если есть несоответствия между написанием и произношением: детский (ТС произносится как Ц)), чередования согласных и гласных, выпадение гласного. Слово нужно как функционирующая единица. Слово должно быть понято в тексте и должно активно употребляться студентами. Для того чтобы показать, как слово употребляется в языке, необходимо его включить в контекст. Количество разных контекстов (т.е. разных значений и употреблений) зависит от уровня группы, индивидуальных особенностей.

Практический компонент цели обучения чтению на иностранном языке несет в себе развитие умений читать тексты с разным уровнем понимания информации:

С полным пониманием содержания;

С пониманием основного содержания;

С извлечением необходимой, значимой информации.

Содержание обучения чтению включает:

Психологический компонент;

Лингвистический компонент;

Методологический компонент.

Основными базовыми умениями в основе чтения, являются:

Умение определить тему, основную мысль;

Умение прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу;

Умение интерпретировать текст;

Умение отделять главное от второстепенного;

Умение делить текст на смысловые куски.

Гальскова Н.Д. выделяет следующие группы умений :

Понимание необходимой информации (определять тему текста, жанр текста и важность информации);

Извлечение полной информации из текста (точно выделять информацию, подтверждающую что-либо, сравнивать);

Понимание основного содержания (выделять основную информацию текста, делать вывод по прочитанному, устанавливать связь событий).

Как отмечает Бим И.Л., чтение структурируется из отдельных действий, из которых складывается способность к чтению в целом. Он приводит три группы действий, направленных на овладение чтением:

Обучение технике чтения слов вслух. Это действия, направленные на:

Узнавание и озвучивание слов. Основной целью является соотнесение звукового образа с графическим для дальнейшего узнавания значения. Сюда относятся идентификация звукового образа и его значения, осознание связей слов, звукобуквенный анализ, правильная паузация, правильное озвучивание, правильное интонирование.

Расширение поля чтения. Основной целью является распознание и удержание в памяти отрезков речи.

Развитие темпа чтения. Основная цель – приблизить темп чтения на иностранном языке к темпу чтения на родном языке.

Действия и операции, обеспечивающие овладение техникой чтения на основе связного текста;

Действия и операции, направленные на распознавание текста, на извлечение содержательной информации, независимо от формы чтения.

Как правило, обучение чтению начинается с чтения вслух. Чтение вслух имеет две функции: возможность объективной оценки умения учащегося правильно складывать буквы и буквосочетания в звуки и слова. Когда учащийся читает текст вслух, можно обнаружить, обладает ли он «технической» стороной преобразования букв в звуки. Так как слова, прочитанные позже, будут произноситься и говорится и потому умение читать их правильно, имеет большое значение; Происходит отработка и автоматизация речедвижений, усовершенствование произносительных навыков, приучение своего артикулярного аппарата к неродным звукам и интонациям.

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru