Анализ учебно - методического комплекса по русскому языку образовательной системы «Начальная школа XXI века» с позиции исследуемой проблемы

Новое об образовании » Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка » Анализ учебно - методического комплекса по русскому языку образовательной системы «Начальная школа XXI века» с позиции исследуемой проблемы

Страница 1

Начальная школа призвана обеспечить этап становления личности младшего школьника, выявление и целостное развитие способностей, формирование у школьников умений и желаний учиться. Именно в начальной школе учащиеся приобретают необходимые навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у младших школьников учебных умений. Их формирование должно осуществляться на каждом уроке.

По программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой решаются такие учебные задачи:

Умение принимать и решать учебные задачи. Задачи практическая, неучебная («что делать») и учебная («как делать») и их различия. Учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Способы решения конкретных учебных задач. Планирование действий по их решению. Последовательность учебных операций (знание соответствующих алгоритмов действий). Постепенный переход к полному самостоятельному решению учебной задачи. Выбор решения из нескольких предложенных и его обоснование. Учебные задачи не имеющие однозначного решения.

Умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Сравнение различных предметов (объектов): выделение из множества одного или нескольких объектов, обладающих определенным свойством; выявление сходства и различия предметов.

Выявление особенностей (качеств, признаков) объектов изучения. Объединение объектов в группы по существенному признаку; высказывание доказательств проведенной классификации.

Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Постепенный переход от итогового самоконтроля («что сделано») к пооперационному («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Контроль и оценка действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом.

Оценка правильности выполнения чужой и собственной работы: сравнение с эталоном самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. Развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью каждой операции, оценка выполнения каждой операции. Выделение этапов собственной работы и их последовательностей, оценивание меры освоения этих этапов.

Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия.

Программа курса «Русский язык» С.Ф. Иванов реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

Развитие устной и письменной речи учащихся, развитие языковой эрудиции школьника его интереса к языку и речевому творчеству.

Овладение лингвистическими знаниями предполагает особый вид деятельности – рефлексии над языком.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, авторы программы тем самым формируют у них научный подход к языку как к системе знаков. Основная задача организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, морфема, слово, предложение). При этом основным требованием остается следование лингвистической науке, поэтому в рамках предлагаемой программы осуществлен переход от концентрического к линейному принципу изучения языка. Такой подход обеспечивает не только сохранение логики науки, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Знакомство учеников с основами лингвистических знаний, формирование у них навыков правильного, безошибочного письма и развитие речи только на первый взгляд имеют общее – язык. В действительности же каждая из поставленных целей имеет для реализации свой объект и требует своих видов деятельности. Овладение лингвистическими знаниями предполагает особый вид деятельности – рефлексии над языком.

Для реализации второй цели необходимо учитывать следующие:

- грамотное, безошибочное письмо возможно только при осознанном подходе со стороны учащихся к правилам русской орфографии и пунктуации. Одним из ведущих принципов русской орфографии является морфолого-фонематический, который основан на одинаковом написании (независимо от произношения) морфем. В связи с этим выбор правильного написания обусловлен как знанием того, что такое морфема, так и обязательным владением самим орфографическим правилом.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru