Методические рекомендации по проведению кружковых занятий на базе школьных мастерских

Новое об образовании » Проектирование и конструирование гравировальной машины на занятиях в условиях школьных мастерских » Методические рекомендации по проведению кружковых занятий на базе школьных мастерских

Страница 1

Школьные мастерские – это специально оборудованные помещения для обучения учащихся обработке материалов ручными инструментами и на станках, монтажным, электросборочным и др. видам работ. В школьных мастерских нередко организуются практические занятия по специальным факультативным курсам, они служат базой для проведения внеклассной работы — занятий различных технических кружков.

Обычно в школах создаются три-четыре школьных учебных мастерских — по обработке древесины (столярная), по обработке металла (слесарная), швейная и картонажная. На базе этих мастерских учащиеся осваивают различные профессии. Так, например, в слесарных мастерских школ подготавливаются слесари-инструментальщики, слесари-монтажники, токари и др.

Каждая школьная мастерская состоит из двух помещений; основного (85—90 м-) и вспомогательного (25—30 м1) с механическим оборудованием и 10—12 рабочими местами (для обработки древесины, металла и др. материалов).

Школьные мастерские располагаются, как правило, на первом этаже в сухих помещениях с деревянным полом. Сюда подводится силовая сеть для станочного оборудования. Недалеко от мастерских располагается санузел с умывальником.

В помещении школьных мастерских устанавливаются вытяжные вентиляторы с двигателями мощностью 0,2—0,4 вт, вентиляция может производиться и с помощью форточек или фрамуг. Температура в школьных мастерских должна быть около 16°.

Рабочее место учителя оборудуется на возвышении (высота 20 см; размер возвышения 300x150 см) недалеко от входа.

Рабочие места учащихся располагаются так, чтобы свет падал слева.

Хорошее освещение обеспечивается в том случае, когда площадь застекленной поверхности окна равна примерно 1/4 площади пола. При одностороннем размещении окон противоположная стена не должна быть удалена от окон на расстояние, превышающее две высоты помещения. Искусственное освещение в мастерских должно быть не менее 300 лк на рабочем месте, а в школах для детей с нарушениями зрения — не менее 500 лк на рабочем месте. Желательно использовать холодные источники света — люминесцентное освещение (лампы типа ЛБ).

Для повышения суммарного коэффициента освещенности необходимо учитывать основные принципы светового оформления: стены, станки, мебель и др. предметы не следует окрашивать в резко контрастные цвета. Из этих же соображений наглядные пособия, чертежи, схемы, мебель и др. вспомогательное оборудование размещаются у стен, позади рабочих мест.

Оборудование в школьных мастерских располагают симметрично, чтобы учащиеся легче ориентировались. Расстояние между рабочими местами (верстаками) должно быть не менее 80 см; а между рядами в проходе — не менее 10 см.

При трудовом обучении в школах используются разнообразные технические средства в зависимости от уровня развития детей. Применяются приспособления, позволяющие выполнять различные производственные операции не отходя от рабочего места, расчленять производственный процесс на простейшие элементы.

Программа кружковых занятий рассчитывается на определенное время. Занятия проводятся по 2 часа в неделю на протяжении всего учебного года (по 56 учебных часов в каждый год занятий) и предусматривает теоретические сведения и практические работы. Теоретическую работу с кружковцами лучше ограничить краткими беседами /не более 10-15 минут/ и пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы. Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

Понятие «задача» в начальном курсе математики
Любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нем условие, т. е. ту часть, где содержатся сведения об известных и неизвестных значениях величин, об отношениях между ними, и требование (т. е. указание на то, что нужно найти). Рассмотрим примеры математических заданий из курс ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru