Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем

Новое об образовании » Социализация детей с девиантным поведением » Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем

Страница 2

Выбор методов индивидуального профилактического воздей­ствия, мы осуществляем, с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.

К числу важнейших методических приемов стимулирования мы от­несим: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благо­дарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой зат­раты сил и времени.

Приемы метода торможения нами рекомендуется выражать в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму обще­ственного требования к поведению человека, в которой одно­временно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предуп­реждение на будущее в целях предотвращения возможного по­вторения поступка. Однако и само поведение несовершенно­летнего мы полагаем нельзя рассматривать вне связи с формированием при­вычки тормозить себя. Торможение необходимо каждому индивиду повсед­невно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привыч­ку, выражаться в каждом физическом и психическом движе­нии, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организа­ции.

В целом торможение, по нашему убеждению, призвано выполнять три основные фун­кции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпи­мость, устранить эти недостатки саморегулированием поведе­ния. Указанные моменты в перевоспитании молодого правона­рушителя сложно разграничить между собой. Они тесно пере­плетены, взаимосвязаны, но, опираясь на них, можно достиг­нуть многого в осуществлении поставленной цели — перевоспитания молодого человека, воспитания в нем общественно-полез­ных, социально значимых черт характера.

Далее определим средства, соответствующие целям и учи­тывающие особенности личности, а также наиболее уязвимые периоды времяпрепровождения (для усиления контроля). Они должны, на наш взгляд, включать самый разнообразный комплекс мер, а не подкрепляться лишь одними словесными нравоучениями, как это нередко делается. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или об­щественное воздействие, не могут быть признаны всегда абсо­лютно полезными. Кроме того, любую систему средств нельзя рекомендовать как постоянную, так как личность ребенка в процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия ее жизнедеятельности.

Одним из эффективных средств перевоспитания молодого правонарушителя, мы считаем, является воздействие на его эмоционально-волевую сферу, которая по-своему индивидуальна, динамична, находится в сложных взаимодействиях со всеми другими сто­ронами внутреннего мира человека. Целенаправленное воспи­тательно-профилактическое воздействие должно вызывать у молодого человека движение мыслей и чувств, способствовать познанию действительности через конкретные образы, нрав­ственные идеалы.

Формы работы, которые рекомендуются нами в этой связи, могут быть самые разнообразные: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с пози­тивной направленностью; искоренение привычки к опоздани­ям, прогулам и т. д.

У правонарушителей, как выявлено нами в процессе наблюдений за подростками с отклоняющимся поведением, трансформированы или мало развиты непосредственные отношения с обществом. Вме­сте с тем они нуждаются в общественном признании и в удовлетворении чувства собственного достоинства. Поэтому важно, как нам кажется чтобы несовершеннолетний правонарушитель мог видеть не отчужденность по отношению к себе, а общественное расположение, заинтересо­ванность других людей в его жизни, помощь ему в трудоустрой­стве. Все это является важным стимулом его активности, утвер­ждения для себя правильных и твердых норм социального по­ведения и полного становления на путь формирования нормаль­ного образа жизни.

Выбор методов, средств и форм воспитательно-профилакти­ческого воздействия на личность правонарушителя молодежно­го возраста, как это выявлено нами, зависит от наличия многих обстоятельств, часть из которых была описана выше. Индивидуальная профилактика требует учета активности личности, ее желания способствовать либо препятствовать проведению соответствующих мероприя­тий, направленных на устранение отрицательных черт поведе­ния, утверждение позитивных принципов саморегуляции, ус­корение процесса формирования общей положительной направ­ленности поведения индивида.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru