Реформирование стиля, структуры, форм и методов содержания урока - важнейший фактор совершенствования функционирования школы

Новое об образовании » Анализ урока как вида управленческой деятельности администрации школы » Реформирование стиля, структуры, форм и методов содержания урока - важнейший фактор совершенствования функционирования школы

Страница 3

Это важная закономерность учебного процесса.

7. Совершенствование типологии и структуры урока.

Классно-урочная форма обучения получила широкое распространение в мировой школьной практике.

Из периодики прошлого и до настоящего времени сохраняющую свою научную значимость классификацию дал К. Д. Ушинский. Он выделил уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала; уроки письменных упражнений; уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Современная дидактика в основном сохраняет разработанную К.Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько уточняет ее.

Основными типами уроков, которые проводятся в школе и характеризуются определенными методическими особенностями, являются:

- уроки комбинированные или смешанные;

- уроки изложения нового материала учителем;

- уроки закрепления изучаемого материала;

- уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

- уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

В последнее, время в школе все шире используются нестандартные, инновационные формы урочных занятий и ведутся поиски их дальнейшей модернизации. К ним относятся, в частности:

- уроки-семинары;

- уроки-конкурсы;

- уроки с использованием игровой методики;

- интегрированные уроки.

8. Уроки-семинары. Уроки-конференции.

Проводятся уроки-семинары, как правило, в старших классах. При его подготовке учитель заранее разрабатывает вопросы и указывает литературу для самостоятельной работы, отводя на ее изучение необходимое время. После этого проводится сам семинар.

Учащиеся детально обсуждают расставленные вопросы, используя для этого материал ученика, так и сведения из дополнительной литературы. Учителю следует поощрять нестандартные суждения, оригинальные мысли.

Уроки-конференции обсуждению наиболее посвящаются существенных обобщающихся вопросов, изучения вытекающих из и нескольких родственных тем. Главное их назначение обобщить этот материал, углубить знания школьников по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения. Они учат школьников сжато и выразительно излагать свои или, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал.

9. Поиски инновационных форм урочных занятий.

Поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении заслуживают всяческой поддержки. Отдельные учителя требуют проводить уроки-состязания, когда наиболее успевающий ученик состязается с учителем в решении задач по математике, физике или химии, остальные же в время заняты выполнением самостоятельной работы.

Некоторые учителя практикуют уроки-конкурсы по литературе, родному и иностранному языку, на котором учащиеся продемонстрируют свое знание изучаемого материала, умение рассказывать выразительное чтение стихов.

Проводятся в школах и так называемые межпредметные (интегрированные) уроки.

В ряде школ пытаются использовать уроки-игры.

Иногда проводятся уроки с мини-дискуссиями по истории, литературе, когда по изучаемой теме обнаруживаются у учащихся различные точки зрения.

Классно-урочная система обучения в современной школе отливается большим разнообразием типов и видов урока. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных уроков, применения которой позволило бы ему обучать детей саморегуляции, умениям и навыкам интеллектуального труда, его научной организации. Каждый урок в этой системе должен представлять образную ступеньку продвижения ученика к новому усвоению учебного материала, к овладению опытом поисковой и творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 

Другое по педагогике:

Мотивы выбора школьниками элективных курсов
Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 9-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru