Развитие темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с ОНР 3 уровня на уроках чтения

Новое об образовании » Развитие темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с ОНР 3 уровня на уроках чтения

Речевая система является сложной многоуровневой функциональной системой, которая состоит из: фонетической, лексической, грамматической сторон речи, фонематических процессов, и семантики. К младшему школьному возрасту у детей с нормальным развитием эти компоненты должны быть сформированными.

У младших школьников процесс овладения речью не может происходить равноценно и часто не укладывается в одинаковые сроки. Часто, из-за влияния различных эндогенных и экзогенных факторов и различий в условиях внешней среды, развитие речи может задерживаться, вследствие чего нарушается нормальный ход развития речи и отмечаются различные виды отклонений.

Каждое речевое нарушение может в различной степени отражаться на поведении и деятельности ребенка. Дети с плохой речью начинают осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, молчаливыми, нерешительными. Важное значение имеет правильность и четкое произношение ребенком звуков и слов на этапе обучения грамоте, поскольку письменная речь будет формироваться на основе устной речи, а недостатки в развитии устной речи часто приводят к неуспеваемости.

У ребенка младшего школьного возраста происходит существенное развитие и перестройка во всей физиологической системе организма, а также изменение высшей нервной деятельности. Организм младшего школьника на этом периоде будет свидетельствовать о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивную умственную нагрузку.

Многие авторы замечают большое число обращений по поводу неподготовленности детей к началу обучения в школе. Большая часть детей имеет различные нарушения речи, из которых общее недоразвитие речи дефект, встречающийся довольно часто.

Темпо-ритмическое нарушение – это расстройство, которое связанно с нарушением плавности речи. Понятие плавность речи напрямую связано с интонационной выразительностью речи в целом, где особая роль отводится её темпо-ритмической организации. Такие речевые параметры являются паралингвистическим средством вербальной коммуникации человека и несут основную ценность для психологии общения.

Преодоление нарушений в развитии темпо – ритмичской стороны речи у младших школьников с ОНР III уровня может быть достигнуто через целенаправленную логопедическую работу по коррекции лексико-грамматической, интонационной и звуковой сторон речи, связной речи и фонетико-фонематического недоразвития.

Младший школьный возраст считается оптимальным для усвоения родного языка. Именно в этом возрасте ребенок дети владеет наибольшей чуткостью к языковому явлению. Дети, которые свободно пользуются словом, получают удовольствие от собственной речи, при передаче чувств они непроизвольно используют богатство интонации, жестов и мимики. Другая картина начинает складываться при нарушении темпо-ритмической стороны речи. По мнению В.И. Селиверстова, «отсутствие стимулов и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к тому, что речь ребенка становится вялой, тусклой, тихой и невыразительной».

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности может быть значительно ослаблен или сведен к нулю, если будет начата своевременная коррекционная работа. Своевременно организованная коррекционно-педагогическая работа должна быть направлена на полноценное формирование личности ребенка. Поэтому возникает необходимость для поиска наиболее новых и эффективных научно-обоснованных путей в дифференциальной диагностике и определение оптимальных способов развития темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. В программе развития младших школьников, коррекция несформированности темпо-ритмической стороны речи может проводиться на занятиях по чтению художественной литературы, в начальных классах эта работа продолжается на уроках чтения.

Объект исследования – темпо – ритмическая сторона речи у младших школьников с ОНР III уровня.

Предмет исследования – особенности развития темпо-ритмической стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на уроках чтения.

Цель исследования – обобщить теоретические сведения об особенностях развития темпо-ритмической стороны речи детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня; рассмотреть возможность повышения уровня развития темпо-ритмической стороны речи на уроках чтения;

Задачи исследования:

Проанализировать психолого – педагогическую и другую специальную литературу по проблеме формирования темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с ОНР III уровня.

Описать особенности развития темпо-ритмической стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Охарактеризовать организацию и содержание коррекционно-педагогической работы.

Проанализировать общеобразовательную программу по чтению в 1 классе начальной школы

Проанализировать и описать основные приемы и методы развития темпо-ритмической стороны речи на уроках чтения.

Методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

Методологическая основа исследования:

положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;

учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;

исследования общих закономерностей развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;

учения И.А. Сикорского, В.М. Шкловского о проблемах заикания.

Теоретическая значимость исследования состоит в анализе медико – психолого – педагогической литературы по проблеме развития темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с ОНР III уровня на уроках чтения.

Другое по педагогике:

Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы
Цель урока: дать представление о связи между дошкольным учреждением и школой, раскрыть понятие и содержание преемственности в воспитательно-образовательной работе ДОУ и школы. Задачи: 1. формировать знания о сущности преемственности в воспитательно-образовательной работе ДОУ и школы. 2. подводить к ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru