Методики направленные на изучение темпо-ритмической стороны речи

Страница 1

Важнейший показатель уровня культуры человека, его интеллекта, мышления это его речь. Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.).

Речь может выполнять функции общения и сообщений, эмоциональных самовыражений и воздействий на других людей. Язык начинает усваиваться ребенком в процессе общения, в речевой деятельности. Но этого бывает недостаточно: стихийное усвоение речи нередко бывает примитивным и неправильным. Существуют некоторые аспекты в овладении правильной и красивой речью.

Во-первых, усвоение литературных языковых норм. Необходимо чтобы ребенок умел отличать литературный язык от просторечия, диалекта и жаргона. Во-вторых, это усвоения навыка чтения и письма – важного речевого навыка, необходимого каждому человеку в обществе. Третья задача-это усовершенствование культуры речи дошкольников, необходимо довести ее до минимального уровня.

В работе над развитием речи отчетливо выделяется три направления: работа над словами, работа над словосочетаниями и предложениями и работа над связной речью. Также, в понятие «развитие речи» должна быть включена произносительная работа: над дикцией, орфоэпией, выразительностью, просодией и исправлением произносительных недостатков.

Темпо-ритмическая сторона речи является многообразной. Одни ученые считают главными средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, тропы и т.д.) и средства формирующие звуковую выразительность (интонация, голос, темп, паузы, тембр, мелодика, логические ударения), другие ученые выделяют текстовые и исполнительские выразительности, третьи разделяют изобразительность и выразительность. Выразительные средства языка могут проявляться на всех уровнях: лексическом, фонетическом, морфологическом, синтаксическом интонационном. Такие средства могут помочь улучшить речевые и читательские умения младшего школьника. Гармоничная, правильная, речь имеет основные качества. Речь должна быть: правильной, чистой, логичной, точной, выразительной и уместной.

Голос – важнейшая черта облика человека, которая может способствовать активному общению между людьми, либо затруднить его. С помощью голоса появляется возможность передачи информации на значительные расстояния, выполняя тем самым коммуникативную функцию речи. Выделяются основные свойства голоса – сила, высота, тембр.

Правильная, чистая и красивая речь взаимосвязаны с ее мелодикой (просодикой) и интонацией.

Интонация представляет собой сложный комплекс выразительных средств речи, включающих в себя темп, ритм, мелодику, фразовые и логические ударения, а также правильный тембр и расстановку пауз.

Звуковая выразительность речи раскрывается должна быть благозвучной, гармоничной, с использованием ритма, рифм и других средств.

Обследование младших школьников с ОНР III уровня с нарушением темпо-ритмической стороны речи всегда должно осуществляться комплексно (логопедом, психологом, невропатологом). Содержание обследования состоит из изучения анамнестических сведений, педагогических, психологических и медицинских документов, а также из исследования самого младшего школьника.

Из бесед с родителями можно выяснить наиболее значимые события, которые произошли в семье, в связи с этим необходимо уточнить особенности в общем, моторном и речевом развитие младшего школьника. Должны быть оценены основные моменты в пренатальном периоде: возраст матери на момент рождения ребенка, нервно-психический статус, болезни матери и отца, особенности течения беременности. Данные о здоровье родителей до появления ребенка позволят определить возможность отклонений в его нервно-психическом и соматическом состоянии. Также должны быть уточнены сведения о речевом развитии: время появления первых звуков, лепет, гуление, первые слова и фразы, какой темп речи использует, нет ли особенностей в поведении на момент речевого общения с окружающими людьми. Важно знать и речевое окружение ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru