Методики направленные на изучение темпо-ритмической стороны речи

Страница 3

Влияние разных степеней ритмизованности на речь также проверяют следующим образом: ребенок должен рассказать о том, что нарисовано на картинке, передать содержание сказки, рассказать стихотворение.

Для более полного обследования темпо-ритмической стороны речи используются различные методики:

1. «Определение темпа речи».

Единицей измерения является слог. Характеристикой темпа – количество слогов в определенном промежутке времени.

Ребенок должен повторить за логопедом предложение или ответить на вопрос, запись которого производится на микрофон. Затем нужно провести подсчет количества слогов в секунду.

Задание №1: Послушай предложения и повтори: Утром звонко поют птицы; Мальчик читает книгу; Ваня любит рисовать карандашами; Бабушка вяжет внуку теплые носки.

Задание №2: Ответь на вопросы: Когда поют птицы? Что делает мальчик? Что любит делать мальчик? Кто вяжет носки?

Критерии оценки:

4 балла – темп нормальный (4–5 слогов в секунду)

3 балла – незначительные отклонения от нормы (3–4 слога в секунду)

2 балла – замедленный темп (2–3 слога в секунду); убыстренный темп (7–8 слогов в секунду);

1 балл – очень медленный темп (1–2 слога в секунду); очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду);

0 баллов – из-за выраженного речевого нарушения допускается повтор слов, затрудняется при передаче слоговой структуры слов.

2. «Исследование восприятия темпа речи»

При исследовании восприятия речевого темпа предварительно объясняют ребенку, что темп речи бывает медленным, быстрым и нормальным. Рассматриваются картинки символы: черепаха ползет медленно – и говорит также медленно; заяц бежит быстро – и говорит также очень быстро; ежик идет спокойно – и говорит нормально, спокойно.

Ребенок должен на слух определить изменение темпа речи в предложенном тексте, который прочитает логопед и должен показать соответствующие символы.

Задание «Сейчас я буду говорить предложение, а ты должен угадать как говорит логопед и показать соответствующие картинки: Из-под топота копыт пыль по полю летит (быстрый темп); По веточке ползает длинная гусеница (медленный темп); В лесу дети собирали грибы и ягоды (нормальный темп); Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп); Зимой дети любят кататься на санках и коньках (медленный темп); У пчелки, у пчелки почему нет челки? (быстрый темп).

Оценивание:

4 балла – задание выполнено верно

3 балла – есть ошибки, но после повтора предложений ошибки исправляются

2 балла – есть ошибки, но после повтора предложений ошибки не исправляются

1 балл – путается, не может соотнести предложение с картинкой.

0 баллов – задание недоступно.

3. «Исследование воспроизведения отраженного темпа речи»

Ребенок должен послушать предложение и повторить его в том же темпе, что и логопед.

Задание: «Послушай и повтори за логопедом так же: Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп); Весной тает снег и бегут ручьи (медленный темп); Улитка носит свой домик на спине (медленный темп); Самолет построим сами и помчимся над полями (быстрый темп); На море во время шторма очень большие волны (нормальный темп).»

Критерии оценки:

4 балла – задание выполнено верно

3 балла – темп незначительно изменяется

2 балла – отмечается замедление или убыстрение темпа

1 балл – не может изменить темп, не в состоянии управлять темпом.

0 баллов – задание недоступно.

4. «Самостоятельное управление темпом речи»

При предъявлении картинки – символа ребенок должен изменить темп речи по ходу прочтения стихотворений.

Задание: Ты должен прочитать стихотворение, как увидишь картинку с черепахой – читай медленно, а увидишь с зайцем, прочитай быстро, увидишь ежа – читай спокойно, нормально.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru