Обоснование эффективности применения игрового и соревновательного методов в повышении уровня здоровья у детей младших классов

Новое об образовании » Обоснование эффективности применения игрового и соревновательного методов в повышении уровня здоровья у детей младших классов

С каждым годом возрастает интерес к исследованиям, связанным с изучением физической подготовленности школьников. Это обусловлено, прежде всего, ее взаимосвязью с показаниями умственной работоспособности и трудовой деятельности. В настоящее время в Росси в образовательных учреждениях внедряется много инновационных экспериментальных программ. Однако нигде не обеспечен мониторинговый контроль того, с какими показателями здоровья мы получаем детей в начале года и какими они становятся в результате инноваций. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений ухудшают здоровье детей. Процесс обучения становится фактором риска, тогда как в соответствии с законом Российской Федерации об образовании он должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей (Б.Х.Ланда, 2005).

Особенно остро эта проблема касается детей младшего школьного возраста, которые наиболее подвержены риску. Негативные показатели при исследовании здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер и стали очевидным фактом. Статистика заболеваемости детей дает очень тревожные цифры. Факт, что среди выпускников не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося. От начальных классов к старшим продолжают расти хронические заболевания, которые переходят затем в хроническую патологию. Ученые отмечают, что в структуре хронических болезней за период с 1995 по 2005 г. первое место стали занимать болезни органов пищеварения (увеличились вдвое), в 4,5 раза увеличилась доля хронических заболеваний нервной системы и психической сферы, по-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы.

По данным Психологического института Российской академии образования в настоящее время в школу приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. У современных первоклассников в сравнении с их сверстниками конца прошлого века (8-10 лет назад) хуже показатели готовности к обучению: ниже показатели умственной работоспособности (1,13 против 1,48 условных единиц). И если по статистике абсолютно здоровых детей в 1 классе бывает 6,2%, то к 3 классу их – 1,9%. Это следствие чрезмерных нагрузок и тяжело протекающих процессов адаптации малышей к школьным порядкам. Дефицит массы и длины тела младших школьников, по мнению медиков, дает 20% всех заболеваний. В то же время в младших классах все больше становится детей с избыточным весом (мальчиков вдвое больше, чем девочек). И то и другое – явный результат ненормального питания. За последние годы резко изменились показатели динамометрии: у мальчиков снизились с 13,9 до 6,5 кг, у девочек – с 10,8 до 5,5 кг.

Практически все специалисты сходятся во мнении, что одним из причинных факторов сложившейся ситуации является дефицит двигательной активности. Последний особенно негативно сказывается на детях младшего школьного возраста, у которых идет процесс формирования необходимых морфологической и функциональной баз будущей долголетней и здоровой жизни. Именно в этом возрастном периоде важен не только суммарный объем двигательной активности, но и ее адекватность, как в плане развития отдельных физических качеств, так и в биомеханическом плане. Это особенно актуально, поскольку в возрастном диапазоне от 7 до 10 лет резко выражена дисперсия параметров, характеризующих костную степень зрелости.

В целях повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста в настоящее время рекомендуют самые различные пути:

- выведение уроков физической культуры за рамки расписания (по мнению В.К. Бальсевича, 1994, 1999; В.К.Бальсевича и Л.И. Лубышевой, 2003, 2005; Л.И. Лубышевой, 2004; К. Чедова, 2004; О.А. Синельникова с соав., 2004 и др. подобный подход позволит создать группы с ориентацией на спортивную подготовку и облегчит решение проблемы мест проведения занятий; при этом, отмечают авторы, группы должны формироваться не по классам, а на основе общности моторных признаков и интереса к занятиям);

- проведение занятий в режиме динамических поз;

- использование различных двигательных режимов, включающих удлиненные перемены с физическими упражнениями, дополнительные физкультурные занятия, занятия спортом, подвижные игры, гимнастику до учебных занятий, физкультминутки на уроках, спортивный час в группе продленного дня, общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, а также самостоятельные домашние занятия;

- сочетание урочных (не менее 3-4 раз в неделю) и внеурочных форм проведения занятий с предпочтением рекреационных форм организации.

Однако, в связи с самыми различными причинами, подавляющее большинство перечисленных выше рекомендаций остаются нереализованными, в связи с чем для основной массы детей и подростков главным местом получения определенных объемов двигательной активности продолжает оставаться школьный урок физической культуры.

В связи с тем, что ведущей деятельностью детей 7-10 лет является игра, позволяющая решать не только оздоровительные, образовательные, но и воспитательные задачи, актуальным является разработка методики повышения уровня физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры с помощью подвижных игр и специальных упражнений, которые содействуют формированию и развитию необходимых двигательных качеств.

Цель данной выпускной квалификационной работы – изучение влияния игрового и соревновательного методов на повышение уровня физического развития и физической подготовленности детей младших классов.

Задачи:

Рассмотреть понятие и характеристику здоровья школьников;

Проанализировать здоровьесберегающие технологии и их применение на уроках физической культуры в школе;

Выявить роль игровой и соревновательной деятельности в повышении детской активности учеников начальных классов.

Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня физического развития и физической подготовленности детей младших классов.

Объект исследования – процесс физического воспитания у учеников младших классов общеобразовательной школы.

Предмет – игровая и соревновательная деятельность на уроках физической культуры.

Гипотеза исследования: Применение на занятиях физической культурой игровых и соревновательных методов повышает уровень физического развития и физической подготовленности детей младших классов.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методы измерения физического развития и физической подготовленности детей; математическая обработка данных.

Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (первая – теоретическая, анализ литературы по проблеме исследования, вторая и третья – практические, проведение экспериментального исследования), заключения, списка литературы и приложения.

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru