Экспериментальное обучение на основе приемов развития произвольной памяти

Новое об образовании » Экспериментальное обучение на основе приемов развития произвольной памяти

Память является одной из наиболее изученных сфер психической деятельности. Изучению ее механизмов, особенностей, способов запоминания, причин забывания и других аспектов посвящено огромное количество работ во всем мире. В свойствах памяти проявляется способность психики постоянно накапливать и трансформировать информацию. Эта способность носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и может во многих случаях осуществляться автоматически, бессознательно. Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические: Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане, биогенетические: И.П. Павлов, И.М. Сеченов, физиологические: С. Высотский.

Актуальность темы. На достижения современной психологии, характеризующей память как многоуровневый психический процесс опирается методика преподавания иностранного языка. Изучение иностранного языка подразумевает запоминание учащимися большого количества слов, словосочетаний и предложений. Но многим учащимся не удается быстро запоминать большое количество слов и словосочетаний, так как память у многих учащихся не полностью раскрыта.

Степень разработанности темы. Исследованиям по развитию произвольной словесно-логической памяти посвящены работы учёных-психологов Е.А. Климовой, А.В. Карпова, Л.Н. Ланда, К. Левина, П. Жане, А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, П.Н. Ермакова, а также методические и лингвистические труды Н.И. Геза, П.П. Блонского, Н.Д. Гальсковой, А.А. Леонтьева, В.Л. Скалкина, П. Костера, В.Л. Скалкина и Л.Г. Вишняковой. Учёные-психологи предлагают различные приёмы развития произвольной словесно-логической памяти. Следует отметить, что даже лингвисты и методисты, такие, как Н.И. Гез, П.П. Блонский, Н.Д. Гальскова, П. Костер, В.Л. Скалкин, Л.Г. Вишняков, А.А. Леонтьев в настоящее время не пришли к единому мнению, какие методы могли бы помочь быстро запомнить слова, словосочетания и предложения. Но все они едины в одном: для того, чтобы правильно сформировать умения запоминать слова, словосочетания и предложения, следует использовать языковые игры. Возникающее противоречие между необходимостью получения знаний по иностранному языку и отсутствием специальной методики приводит нас к необходимости исследования по теме: «Развитие произвольной памяти при обучении иностранному языку».

Цель работы. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы развития произвольной памяти учащихся при обучении иностранному языку. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования данной работы были определены следующие задачи:

1. Изучить лингвистическую, учебную и методическую литературу по данной проблеме.

2. Определить понятие произвольной словесно-логической памяти и дать её характеристику.

3. Выявить объём произвольной словесно-логической памяти учащихся на этапе констатирующего эксперимента.

4. Провести обучающий эксперимент по развитию произвольной памяти на слова, словосочетания и предложения.

5. Провести контрольный эксперимент по выявлению объёма произвольной словесно-логической памяти.

6. Обобщив результаты, полученные в ходе эксперимента, дать рекомендации учителю о применении игровых ситуаций при развитии произвольной словесно-логической памяти.

В центре внимания нашего исследования вопрос о том, как можно развить у учащихся объём произвольной словесно-логической памяти на слова, словосочетания и предложения. Объект работы – развитие произвольной памяти учащихся при обучении иностранному языку. Предмет работы – методика развития произвольной памяти учащихся при обучении иностранному языку.

На основе объекта, предмета и цели работы нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие произвольной словесно-логической памяти осуществляется более эффективно при условии, если:

а) в методику обучения вводятся словесные игры, стихотворения с включением английской лексики, словосочетаний;

б) в обучении английской лексике используется приём ассоциаций в форме наглядного материала – предметных и сюжетных рисунков.

В ходе исследования нами применялись следующие методы: теоретические – индуктивный метод обобщения полученных данных, составление библиографии, конспектирование и цитирование литературных источников. Эмпирические – метод изучения педагогического опыта, наблюдение, изучение продуктов деятельности школьников, опытно-экспериментальная работа, проводимая в естественных условиях (в частности, констатирующий и обучающий эксперименты).

Эмпирическими источниками послужили терминологические, общие словари и научное издательство в соответствующей области знания. Кроме того, в работе использовались данные глобальной информационной сети Интернета.

Апробация результатов исследования. Основные положения ВКР были использованы на уроках английского языка в общеобразовательной школе № 29 города Нижнекамск.

Прежде чем приступить к разработке хода эксперимента, нами были намечены этапы выполнения данного исследования:

1. Изучение научно-методической, специальной литературы (сентябрь – октябрь 2008 года).

2. Проведение констатирующего эксперимента (26 января 2009 года).

3. Экспериментальное обучение (февраль – март 2009 года).

4. Проведение контрольного эксперимента и обобщение результатов экспериментального обучения (апрель 2009 года).

5. Подведение итогов, написание дипломной работы (январь – май 2009 года).

Научная ценность работы состоит в том, что подход, который выбран нами, не освещён ни в одном из учебников английского языка, хотя некоторые приёмы развития произвольной словесно-логической памяти предлагают многие лингвисты и методисты, такие, как, Н.И. Гез, П.П. Блонский, А.А. Леонтьев и Н.Д. Гальскова. Поэтому развитие произвольной памяти учащихся при обучении иностранному языку представляет определённую научную ценность.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования результатов исследования в преподавании английского языка, так для успешного овладения учащимися иностранным языком необходимо развивать произвольную словесно-логическую память.

Положения, вносимые на защиту:

1. Словесные игры, стихотворения с включением английской лексики, словосочетания являются эффективным средством при развитии произвольной словесно-логической памяти.

2. Обучение английской лексике эффективно при использовании приёма ассоциаций в форме наглядного материала – предметных и сюжетных рисунков.

Структура работы. ВКР состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru