Коррекционная работа

Страница 1

Коррекция звукопроизношения нарушений – система логопедической работы, направленная на формирование правильного произношения, представления (представления фонематические) и восприятия (восприятие фонематическое или фонематический слух) фонем и развитие речи. Осуществляется учителями-логопедами и воспитателями речевых групп детских дошкольных образовательных учреждений (детских садов).

Основные направления коррекционной работы.

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, – этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Искажения звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х']

Боковое произношение. Обычно искажаются только мягкие варианты заднеязычных звуков, т.е. [к'], [г'], [х']. Их произношение становится боковым. При этом воздушная струя изменяет направление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, и речь становится нечеткой, а иногда даже непонятной. Например: «Кхлим дал Гхлене кхлегхли» (Ким дал Гене кегли). Такое произношение звуков [к'], [г'], [х'] часто сочетается с боковым произношением свистящих, шипящих, а также звуков [т'], [д'], [н']. Причиной является недостаточная работа мышц одной половины языка: она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.

При исправлении этого вида произношения на подготовительном этапе воспитатель дает упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок. Потом ставятся звуки [с], [з], [с'], [з'], [ш], [ж], [ч], [щ], [т'], [д'], [н'] и закрепляется их правильное произношение. И только после этого можно переходить к постановке [к'], [г'], [х'].

Постановка звуков. Для получения правильных [к'], [г'], [х'] воспитатель просит ребенка произнести звук к, а затем через паузу – звук и: [к] – и (или [г] – и, [х] – и). Повторяя вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает паузы между ними и постепенно добивается их слитного произнесения: ки, га, хи. Если таким способом получить звуки [к'], [г'], [х'] не удается, их ставят с механической помощью, как при отсутствии этих звуков.

Автоматизация звуков проводится в том же порядке, что и при отсутствии звуков [к'], [г'], [х'].

Замена звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'] другими звуками

Наиболее часто заднеязычные звуки [к], [г], [х] заменяются переднеязычными т, д. Обычно [к] и [х] заменяются звуком [г], а [г] – [д]. Речь ребенка звучит так: «Татя татает том» (Катя катает ком), «Дуси дромто додочут» (Гуси громко гогочут), «Мута летала отоло ута» (Муха летала около уха). Взрослые и дети без труда замечают такое дефектное произношение. Можно легко увидеть и неправильную артикуляцию. Попросив ребенка произнести, например, слово гамак, воспитатель увидит, как у него в начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находиться внизу, а подниматься должна задняя часть языка). Этот недостаток может сказаться и на письменной речи (происходит замена букв [к], [х] на [г], а [г] – на [д]), если не будет своевременно проведена работа по исправлению и дифференциации этих звуков.

Подготовительный этап. Кроме упражнений, помогающих выработать подъем задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков [к], [г], [х] и их заменителей. Для этого используются картинки-символы. На звук к можно подобрать картинку с изображением тучи, из которой идет дождь; на звук [г] – картинку с изображением железнодорожного вагона. Воспитатель говорит: «Капли капают: к-к-к…, колеса вагона стучат: т-т-т…. Сейчас я буду называть эти звуки, а ты – показывать соответствующие картинки». Для дифференциации звуков [г] – [д] можно подобрать такие картинки: гусь вытянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г), барабан с палочками (барабанная дробь: д-д-д). После того как ребенок научится различать на слух звуки гид, можно приступать к постановке заднеязычных звуков.

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

Психолого-педагогические основы обучения письму в системе развивающего обучения
Не менее популярной системой обучения в начальных классах является разработанная В.В. Давыдовым и В.В. Репкиным система так называемого развивающего обучения. В русле этого направления в сфере преподавания русского языка работали также такие ученые как П.С. Жедек, М.С. Соловейчик, П.П. Светловская ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru