Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы воспитания и обучения дошкольников

Новое об образовании » Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования » Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы воспитания и обучения дошкольников

Страница 1

Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе федеральных требований разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

В современном научно-психологическом понимании детство выступает как закономерная последовательность целостных внутренне необходимых этапов (циклов) развития личности. Развитие происходит во всеобщей культурно-исторической форме образования, и полнота реализации задатков индивида определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития. Развитие дошкольной педагогики и психологии для отечественной науки связано, прежде всего, с исследованиями личности, общения и предметного действия, которые проводятся в контексте более глубокого осмысления возрастной ритмики развития. Результаты проводимых исследований уже сегодня позволяют рассчитывать на ощутимое повышение эффективности дошкольного образовательного процесса при одновременном снижении негативных тенденций в сфере физического и социального здоровья детей, которые наблюдаются в последнее время (Т.В. Волосовец).

Основные отличия новой "программной" политики:

В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения находятся разработка и утверждение основной образовательной программы в соответствии с ФГТ и примерными основными образовательными программами. В ФГТ установлены 10 образовательных областей в обязательной части программы, в каждой из которых сформулированы основные задачи. Образовательное учреждение ответственно за реализацию всех образовательных областей в полном объеме, независимо от того, какую комплексную (авторскую) программу оно использует.

В ФГТ установлен ряд концептуальных требований к основным общеобразовательным программам:

соответствие принципам развивающего обучения;

интегративный подход к образованию дошкольников как альтернатива предметному;

комплексно-тематический принцип построения как особая организация образовательной деятельности, стимулирующая "принятие" ребенком образовательной программы;

сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы (ведущий вид деятельности - игра);

осуществление образования через организацию детских видов деятельности

Соблюдение данных норм пользователями ФГТ обеспечит единство стратегического направления развития дошкольного образования.

Первоосновой любой основной общеобразовательной программы являются ФГТ и примерная основная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Они определяют всю обязательную часть основных общеобразовательных программ дошкольного образования (80% от общего объема), в том числе задачи, содержание, объем образовательных областей, результаты освоения программы, подходы и принципы построения образовательного процесса, целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства в сфере дошкольного образования.

Вариативность остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования. В обязательной части, которая разрабатывается на федеральном уровне и реализуется всеми дошкольными образовательными учреждениями. Она отражается в выборе тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников. В части, формируемой участниками образовательного процесса, - через дополнительный объем и содержание дошкольного образования при реализации приоритетных направлений деятельности и специфику осуществления образовательного процесса.

Таким образом, соблюдение всеми разработчиками программ единства требований концептуального характера устранит хаотичность современной вариативности. Вариативность будет пониматься как множественные изменения одного и того же явления, а не множество явлений, вступающих друг с другом в противоречие.

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru