Сравнительный анализ опыта использования творческих заданий в начальной школе на уроках музыки

Новое об образовании » Систематизированный комплекс творческих заданий на уроках музыки в начальной школе » Сравнительный анализ опыта использования творческих заданий в начальной школе на уроках музыки

Страница 2

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Развитие творческих способностей на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, начинает жить более полной и интересной жизнью, понимает и ценит то, что создано и делается в этой сфере. Б.В.Асафьев подчеркивает в этой связи приоритет воспитательной функции детского творчества над собственно художественной. Он считал, что музыкально-творческое воображение проявляет себя в поисках и находках необычайно выразительных интонаций и ритмов. Но эти поиски и находки касаются не самого изобретения материала, а нового интонационного строительства на основе имеющегося или заимствованного материала. Всякое творческое изобретение есть комбинирование по-новому прежних данных.

Проанализировав исследования Б.В.Асафьева, можно выделить следующие пути вызывания музыкального творчества:

1. Заинтересовать детей изобретением подголосков или вариантов напева.

2. Восполнение напева подголосками. Оно вытекает из ощутимой необходимости поддержать мелодическое напряжение или его украсить. Самым необходимым делом в данном направлении Асафьев считал развитие способности к импровизации. Творческий инстинкт проявляется у детей всегда в непременном стремлении меньше созерцать или механически выполнять предначертанное, но охотнее самим участвовать и видеть свое.

Вскрывая природу творческого процесса, Яворский Б.Л. показал, что процесс развития творческих способностей выключает определенные этапы:

накопление впечатлений;

спонтанное выражение творческого начала в зрительных сенсорно-моторных, речевых, музыкальных ассоциациях, иллюстративность в рисовании;

импровизирование – двигательное, музыкальное, литературно-речевое;

сочинение собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

собственно музыкальное творчество.

На начальном этапе музыкального развития – накопление впечатлений – Б.Л.Яворский предлагал осуществлять в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, в общении с природой. Решающую роль отводил созданию слушательского опыта.

Второй этап развития творческих способностей, характеризуется стремлением учащихся передать свое понимание художественного образа доступными им средствами выражения, например в рисунке, отражающем общий характер музыкального произведения.

Идеи Б.Л.Яворского нашли свое отражение в современной белорусской концепции музыкального образования и программе по музыке – взаимосвязь видов искусства. Т.к. в преподавании любого искусства все другие его виды создают необходимую ассоциативно-духовную атмосферу, которая способствует расширению жизненного опыта учащихся, питает их фантазию, воображение, создает условия для художественного произведения средствами других искусств. Программа предусматривает так же последовательность введения творческих заданий.

В музыкальной педагогике существует мнение, что развитию детского творчества способствуют в первую очередь музыкально-ритмические движения. Теоретическую основу данного мнения составляет двигательная природа детского воображения, отмеченная в исследованиях Л.С. Выготского. В музыкально-ритмической деятельности детей творчество может быть реализовано в использовании выразительных движений, характерных для пластики определенного персонажа, пластики музыкальной интонации, выборе танцевальных элементов. Необходимыми педагогическими условиями проведения таких занятий являются яркость и образная узнаваемость музыкальных произведений, а также близость детскому жизненному опыту.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по педагогике:

Понятие этической защиты
Этическая защита - одна из разновидностей защиты личности от посягательства на ее достоинство наряду с физической, правовой, административной, экономической, политической. Этическая защита выполняет три основных функции: во-первых, она ограждает личность педагога от оскорблений; во-вторых, она пред ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru