Психолого-педагогические основы развития рисования как вида изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Новое об образовании » Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста » Психолого-педагогические основы развития рисования как вида изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Страница 2

Чем же привлекательно для детей рисование? Что делает его для них столь желанным?

Во-первых, рисование доступно: поводил палочкой по песку – уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно – дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;

Во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;

В-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;

В-четвертых, оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;

В-пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок – это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматривать. Рисование увлекательно, приятно и интересно.

Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставочные, конкурсные, на оценку) создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Процесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение – не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельности (объект показа, изучения, коллекционирования).

Итак, детское рисование – это феномен творческой активности детей в возрасте от 1–2 до 10–11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка. Необходимо поэтому при рассматривании и оценке детских рисунков:

– обсуждать с ребенком рисунок, а не его самого, его личность

(например: способный, неспособный, неряха, аккуратист, глупый,

слабый, средний, гениальный ребенок и т.п.);

– оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных

возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития (движется ли ребенок в своем творчестве или остановился, повторяет освоенное, репродуцирует сам себя), а не в сравнении с другими детьми;

– необходимо точно определять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побуждениями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по принуждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным материалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточный выбор изобразительных средств и т.д.);

– выделять и оценивать: его общее настроение, сюжет, смысловую и эмоциональную трактовку, композиционное решение (выбор размера рисунка, расположение изображения в формате, выражение степени подчиненности отдельных фигур – режиссура, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмическое и колористическое решение), свободу владения изобразительным языком;

– поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображаемому, искренность эмоциональных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений, работу по совершенствованию своего изобразительного

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

Методы валеологического воспитания школьников
В системе валеологического образования важное значение имеет мотивация, т.е. выработка у школьников интереса к здравосозиданию. В ходе валеологического обучения могут быть использованы следующие мотивы: познавательные (изучение организма человека и составляющих его здоровья); эстетические (сохранен ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru