Содержательная модель темы «Световые волны»

Страница 6

,

где n – абсолютный показатель преломления.

Чаще всего приходится рассматривать переход света через границу воздух – твердое тело или воздух – жидкость, а не через границу вакуум - среда. Однако абсолютный показатель преломления твердого тела или жидкого вещества незначительно отличается от показателя преломления того же вещества относительно воздуха.

Относительный показатель преломления n2,1 можно выразить через абсолютный показатель преломления n1 и n2 первой и второй сред. Так как n1 и n2 , то

n2,1 =.

Из двух сред та, в которой скорость меньше, называется оптически более плотной, а та, в которой скорость света больше, - оптически менее плотной. Например, стекло является оптически более плотной средой, чем воздух, а лед – оптически менее плотной, чем вода.

При изучении темы «Решение задач» ставятся цели:

образовательная – формирование навыка применения законов отражения и преломления света при решении задач,

развивающая - развитие умений практически подтверждать законы отражения и преломления света при решении задач,

воспитательная - развитие умений правильно оформлять решение задач.

При изучении темы «Дисперсия света. Лабораторная работа «Наблюдение дисперсии света»» ставятся цели:

образовательная – формирование понятия дисперсии света, убедиться в сложном составе белого света,

развивающая - развитие умений практически подтверждать наблюдения при выполнении лабораторной работы,

воспитательная - развитие умений правильно оформлять отчет по лабораторной работе.

Дисперсия света. Явление разложения белого света в спектр с помощью стеклянной призмы впервые изучил И. Ньютон. Поставив на пути узкого пучка солнечного света призму, он получил на стене радужную полоску, которую назвал спектром (рис. 14 а, б).

а б

Рис 14. Опыт И.Ньютона.

В спектре белого света И.Ньютон выделил семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Объясняя результаты этого опыта, Ньютон пришел к выводу, что белый свет имеет сложный состав, световые пучки разного цвета преломляются веществом неодинаково. Сильнее преломляются лучи фиолетового цвета, а менее других — красного цвета (рис. 14, б). Благодаря тому, что угол преломления в призме различен для лучей разного цвета, из нее они выходят разделенными.

И. Ньютон на опыте также показал, что из определенных спектральных цветов можно получить белый свет.

Известно, что свет представляет электромагнитные волны. Цвет, видимый глазом, определяется частотой волны. Например, излучению красного цвета соответствует волна с частотой 4 * 1014 Гц, а фиолетового — 8·* 1014 Гц. Следовательно, образование с помощью призмы спектра свидетельствует о существовании зависимости абсолютного показателя преломления п стекла от частоты ν света: n =f(). Это явление получило название дисперсии света (от латинского dispergo – рассеивать, развеивать).

Скорость света в вакууме равна примерно 300 000 000 м/с. Скорость в вакууме для света любой частоты одна и та же. Абсолютный показатель преломления среды п = . Выразим из этой формулы скорость света в веществе: . Значит, красный свет распространяется в веществе с большей скоростью, чем фиолетовый, так как показатель преломления для него меньше, чем для фиолетового.

Дисперсия - это явление зависимости показателя преломления или скорости света от частоты.

При изучении темы «Интерференция света. Лабораторная работа «Наблюдение интерференции света» ставятся цели:

образовательная – формирование понятия интерференции света,

развивающая - развитие умений практически подтверждать наблюдения при выполнении лабораторной работы,

воспитательная - развитие умений правильно оформлять отчет по лабораторной работе.

При изучении темы «Решение задач» ставятся цели:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru