Психолого-педагогические и правовые особенности несовершеннолетних, нуждающихся в патронатном воспитании

Новое об образовании » Социально-педагогические и правовые основы патронатного воспитания в Российской Федерации » Психолого-педагогические и правовые особенности несовершеннолетних, нуждающихся в патронатном воспитании

Страница 1

Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей.

Такую вынужденную разлуку несовершеннолетний воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.

Еще одно традиционное заблуждение – считать, что несовершеннолетний не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит – значит, «сам - ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» несовершеннолетнего. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти несовершеннолетние любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.

Несовершеннолетним трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки – как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, несовершеннолетние испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, после отобрания из семьи несовершеннолетний может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были его реакции, взрослым нужно помнить: уход из семьи – самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в жизни несовершеннолетнего.

Рассмотрим теперь характеристику несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Проблемы несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей подробно исследованы учеными М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Е.О. Смирновой для детей:

дошкольного возраста

младшего школьного возраста

старшего школьного возраста

подросткового возраста.

Для воспитанников дошкольного возраста, как отмечается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со стороны взрослых у них недостаточно развиты. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.

Особенно заметные различия в развитии общения у несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой , проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность в понимании и сопереживании. Это вызвано в том, что в детском доме по сравнению с семьей несовершеннолетний получает меньше личного внимания со стороны взрослых.

Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме, правил поведения в детском доме и школе, тогда как у семейных детей этой группы мотивы их деятельности общения наиболее разнообразнее и богаче. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связана с условием проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновение интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимание ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведении воспитанника может отличать агрессивность, неумение и нежелание признать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы поведения. Таким образом, ученые обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности детей, оставшихся без попечения родителей.

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я».

К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам детей, оставшихся без попечения родителей прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того у многих несовершеннолетних наблюдается интеллектуальная недостаточность- задержка психического развития несовершеннолетнего, а также олигофрения. Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей характерны такие явления как наркомания, токсикомания, расторможенность сексуальных влечений и др.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

Описание результатов эмпирического исследования значимости дидактических игр как средства активизации учебной деятельности младших школьников
В связи с темой данной работы было организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации учебной деятельности младших школьников. Цель данного исследования проследить, появится ли положительная динамика учебной деятельности младших школьников ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru