Психолого-педагогические и правовые особенности несовершеннолетних, нуждающихся в патронатном воспитании

Новое об образовании » Социально-педагогические и правовые основы патронатного воспитания в Российской Федерации » Психолого-педагогические и правовые особенности несовершеннолетних, нуждающихся в патронатном воспитании

Страница 1

Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей.

Такую вынужденную разлуку несовершеннолетний воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.

Еще одно традиционное заблуждение – считать, что несовершеннолетний не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит – значит, «сам - ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» несовершеннолетнего. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти несовершеннолетние любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.

Несовершеннолетним трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки – как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, несовершеннолетние испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, после отобрания из семьи несовершеннолетний может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были его реакции, взрослым нужно помнить: уход из семьи – самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в жизни несовершеннолетнего.

Рассмотрим теперь характеристику несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Проблемы несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей подробно исследованы учеными М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Е.О. Смирновой для детей:

дошкольного возраста

младшего школьного возраста

старшего школьного возраста

подросткового возраста.

Для воспитанников дошкольного возраста, как отмечается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со стороны взрослых у них недостаточно развиты. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.

Особенно заметные различия в развитии общения у несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой , проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность в понимании и сопереживании. Это вызвано в том, что в детском доме по сравнению с семьей несовершеннолетний получает меньше личного внимания со стороны взрослых.

Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме, правил поведения в детском доме и школе, тогда как у семейных детей этой группы мотивы их деятельности общения наиболее разнообразнее и богаче. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связана с условием проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновение интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимание ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведении воспитанника может отличать агрессивность, неумение и нежелание признать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы поведения. Таким образом, ученые обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности детей, оставшихся без попечения родителей.

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я».

К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам детей, оставшихся без попечения родителей прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того у многих несовершеннолетних наблюдается интеллектуальная недостаточность- задержка психического развития несовершеннолетнего, а также олигофрения. Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей характерны такие явления как наркомания, токсикомания, расторможенность сексуальных влечений и др.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru