Социально-педагогические и правовые основы патронатного воспитания в Российской Федерации

Новое об образовании » Социально-педагогические и правовые основы патронатного воспитания в Российской Федерации

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут несовершеннолетние, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких несовершеннолетних.

В современных условиях количество несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона несовершеннолетних разного возраста остаются без попечения родителей.

Педагоги, психологи, юристы, занимающиеся исследованием проблем несовершеннолетнего в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще или вообще отсутствие близких складывается на развитии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Детство- период, где закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

Несовершеннолетний, потерявший родителей – это особый по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать - одна из сильнейших потребностей несовершеннолетнего.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. Их называют по-разному – «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей Западной и Восточной Европы. Отмечается рост таких несовершеннолетних и в развивающихся странах, которые нуждаются в патронатном воспитании. Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов

Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения несовершеннолетних в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все несовершеннолетние получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства несовершеннолетних в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.

Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству несовершеннолетних –уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.

В договоре определяются права и обязанности как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь – в зависимости от потребностей ребенка.

В настоящее время в ряде регионов созданы такие экспериментальные площадки – уполномоченные учреждения органов опеки и попечительства. Все такие учреждения проводят подготовку кандидатов в патронатные воспитатели, используют социально- психологические технологии подготовки и обследования семьи, заметно отличающиеся от формальных действий, используемых обычно органами опеки и попечительства, оказывают детям и семьям необходимую помощь после помещения ребенка в семью, и, тем самым- повышают процент успешности и стабильности размещения детей в патронатных семьях.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которые до конца еще не исследованы. Однако, по крайней мере три причины такого явления можно назвать.

Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброщенные новорожденные.

Вторая причина связана с принудительным изъятием несовершеннолетнего из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов несовершеннолетнего. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т.п.

И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких- либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Актуальность темы - в государстве и обществе всегда были, есть и будут дети, оставшиеся без попечения родителей, социальные сироты, которые нуждаются в патронатном воспитании.

Объектом выпускной квалификационной работы является малолетний или несовершеннолетний ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Предметом является исследование отношений, возникающие в связи с передачей несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей на патронатное воспитание.

Задачи:

Изучить понятие «патронатное воспитание» в социально – педагогической и правовой литературе

Изучить историю о патронатного воспитания в России и за рубежом

Рассмотреть проблемы патронатного воспитания на федеральном уровне

Рассмотреть решение теоретических и практических проблем патроната в субъектах РФ

Изучить социально-правовые требования к кандидату в патронатные воспитатели

Изучить психолого-педагогические и правовые особенности несовершеннолетних, находящихся на патронатном воспитании

Рассмотреть правовой статус патронатных воспитателей и несовершеннолетних.

Другое по педагогике:

Партнерские отношения участников образовательного процесса, как условие формирования субъективности ребенка
Появление субъективного начала связано с созданием определенных условий, среди которых наиболее существенными являются эффективно организованные детско-взрослые и детско-детские отношения. Особенностью детско-взрослых отношений, влияющих на становление субъективного начала у ребенка, является созда ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru