Особенности современных воспитательных технологий

Страница 2

- оптимальный способ достижения решения педагогических задач в заданных условиях (А.М.Кушнир).

Воспитательные технологии – это технологии, позволяющие гарантированно достигать только весьма скромные цели воспитания и этим получить весьма поверхностные результаты – получение подростками позитивного социального опыта. Социальный опыт здесь – это опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Виды технологий:

- коллективное творческое дело (КТД);

- тренинг общения;

- шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);

- групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка проектов);

- диалог «педагог-воспитанник»;

- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).

Современные социально-воспитательные технологии не всегда обеспечивают условия, стимулирующие субъективную активность детей и подростков. Хорошо известен эффект выученной беспомощности. Он возникает в строго контролируемом распорядке жизни. Суть его в том, что ребенок, убедившийся в невозможности изменить ход событий, в результате вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами его характера становятся – подчинение и исполнительность. «Обнищание души при пресыщении информацией» (по А.Н. Леонтьеву) – также следствие слабого развития субъектной активности. Между тем, современная социальная педагогика дает утвердительный ответ: чтобы решить проблему субъектной активности, необходимо:

· организовать комплекс адекватных воспитывающих воздействий на личность (цели, содержание и методы);

· учитывать индивидуальные качества личности.

В группу индивидуальных качеств самоуправляющего механизма личности, которые определяют процессы субъектной активности, входят:

· мотивация, основанная на удовлетворении той или иной потребности;

· приобретенный в процессе жизнедеятельности опыт;

· Я – концепция;

· направленность личности.

Сегодня в пространстве социального воспитания имеются технологии, опирающиеся на субъектную активность личности и ставящие целью развить различные ее виды.

Многие российские ученые, в области воспитания и образования, разрабатывали различные концепции педагогической поддержки саморазвития, самоопределения, самоутверждения и самосознания школьника. Это известные имена, такие как - О.С. Газман, А.В. Мудрик, И.А. Колесникова, С.В. Бондаревская, А.Н. Тубельский, Г.К. Селевко, С.Г. Шуман и многие другие.

Таким образом, технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

К особенностям современных воспитательных технологий относится технология воспитания социально-активной личности. Особенности её содержания заключаются в социальном самоопределении, социальном закаливании, конкурентоспособности, социально-экономической активности, воспитании лидера и социальной самозащите.

Социальное самоопределение учащихся – это выбор ими своей роли и позиции в системе социальных отношений, предполагающий их включённость в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Профессиональное самоопределение личности предполагает, что она входит в сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления.

Важнейшее средство профессионального самоопределения подростков – профессиональная ориентация, т.е. целенаправленная работа по оказанию помощи учащимся в сознательном выборе профессии в соответствии с их способностями и интересами.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли
1. Усиление базового образования. Базис – обязательный минимум содержания образования. В США базис состоит – англ. яз., литературы, математики, соц.науки, компьютерная техника, естествознание. Все остальное по выбору. В Англии – англ., лит-ра, религия, математика. По выбору до 1000 предметов. К 60 ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru