Понятие памяти и приёмы её развития, разработанные современной психологией

Новое об образовании » Экспериментальное обучение на основе приемов развития произвольной памяти » Понятие памяти и приёмы её развития, разработанные современной психологией

Страница 2

Сравнительные исследования эффективности произвольного и непроизвольного запоминания показали, что при глубоком проникновении в смысловое содержание материала, при мыслительной переработке воспринятого, даже без мнемической задачи материал сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминается произвольно, но без активной интеллектуальной деятельности. А.А. Смирнов, известный психолог, автор многих работ в области мнемических процессов, чьи труды органически связаны с изучением проблем возрастной и педагогической психологии, подчеркивал, что более продуктивным у старших испытуемых (взрослых) оказывается произвольное запоминание, в то время как у младших испытуемых непроизвольное запоминание дает относительно больший эффект. Чем старше испытуемые, чем выше их общее умственное развитие, тем меньше интеллектуальной активности требуется от них для выполнения указанных видов деятельности.В деятельности человека, управляющего людьми и техникой, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти. Если классифицировать память по времени, то можно выделить следующие её виды: кратковременную, оперативную и долговременную. Основное различие между ними – это время хранения информации в течение секунды или минуты, долговременная – в течение дня, месяца, года или всей жизни.Известный психолог А.В. Карпов утверждает, что в кратковременной памяти информация хранится не более 20 секунд. В дальнейшем информация преобразуется, анализируется, обрабатывается субъектом, такого рода память уже ближе к долговременной. Можно сказать, что кратковременная память – это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств.Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Простейший пример оперативной памяти – сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит её селекция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек.А.В. Карпов отметил, что долговременная память хранит информацию впрок, для предстоящей деятельности. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит её дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Информация приобретает форму, в которой она может быть успешна «присвоена» субъектом деятельности. Соотношение между кратковременной, оперативной и долговременной видами памяти зависит от задач, решаемых субъектом данной деятельности, и от структуры самой деятельности. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других – долговременной.Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия. Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности.Субъект деятельности получает информацию благодаря органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Соотношение перечисленных видов памяти в реальной деятельности зависит от характера деятельности и от индивидуальных особенностей работника, который будет опираться на наиболее развитый вид памяти.Кроме того, в зависимости от характера запоминаемой информации известный психолог А. Петровский выделяет:1. Память на слова (вербальная память), которая считается высшим видом памяти, присущим только человеку, иногда называется словесно-логической или семантической. С её помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счёт и т.п.). Семантическая память как продукт, включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.2. Память на образы (образная память), т.е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия.3. Память на движение (моторная или двигательная память), т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т.п.).4. Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов.В нашем исследовании важную роль имеет произвольная память, развитие которой мы будем исследовать.

Г.Д. Смирнов характеризует произвольную память как продукт специальных мнемонических действий. Он полагает, что эффективность произвольной памяти зависит:

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru