Понятие инновации, сущность инновационных технологий

Страница 1

Педагогические инновационные процессы оказались предметом научных исследований в конце 50-х годов XX века, а в конце века такие исследования начали появляться и в России. Выделилась особая сфера научного знания – «педагогическая инноватика», изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

В самом общем смысле «инновация» (от латинского «innovatio» – нововведение, изменение, обновление) связывается, прежде всего, с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Согласно данному определению, характеризовать то или иное нововведение как «инновацию в школьном образовании» можно в том случае, когда новые элементы привносятся в школу осмысленно и позволяют качественно менять образовательную ситуацию в школе в целом.

И. Милославский утверждает, что инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Суть современных инновационных образовательных технологий состоит в том, что они помогут студентам, будущим специалистам эффективно работать в своей области. Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определённого результата. Другое дело, насколько достоверно может быть предсказан и насколько полно и точно описан конечный результат. Подчеркнём пока, что обозначена крайне важная, существенная характеристика, свидетельствующая о необходимости рассмотрения адекватности систем или моделей управления сущности инновационных процессов.

По мнению ряда исследователей: Н.Р. Юсуфбекова, С.Д. Полякова, М.В. Кларина, и др. современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, являются одной из его важнейших характеристик. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года делает упор на инноватику в образовании России. Стержнем модернизации образования являются инновационные преобразования практически во всех его составляющих».

Понятие «инновация», как правило, отождествляется с понятием «нововведение». При этом, инновационный процесс рассматривается как процесс развития: «Развитие школы осуществляется только через инновационный процесс, а не учебно-воспитательный. Это и есть объект управления развитием образовательного учреждения». Нововведения считаются эффективными, если они позволяют решать задачи развития школы (Т.И. Шамова, А.Н. Малинин, Г.М. Тюлю).

В то же время, господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание… распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, но и к качественным чертам изменений».

Предметом изменений могут быть цели, условия, содержание, средства, методы, формы организации образовательного и управленческого процессов в образовательном учреждении.

По масштабности выделяют локальные (частные изменения в технологии), модульные (целостные изменения), системные (перестройка всего образовательного учреждения на основе новой идеи).

Тем не мене, все авторы сходятся в понимании того, что внедрение образовательных инноваций невозможно на уровне отдельных педагогов или отдельных технологий. Любое локальное нововведение, не согласующееся с образовательной системой образовательного учреждения, оказывается либо отторгнутым, либо адаптированным этой системой, в результате чего принципиально теряется его инновационность.

Образовательные учреждения в этом случае одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки, и является пространством жизнедеятельности детей и взрослых. В качестве инновационного образовательного учреждения может рассматриваться учреждение, которое:

– разрабатывает или реализует отличную от большинства образовательных учреждений организацию жизнедеятельности обучающихся;

– разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования;

– разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.

М.И. Кларин указывает, что инновационные школы «преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения».

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru