Модель развития творческих способностей в контексте культуры

Новое об образовании » Педагогические условия для творческого развития личности » Модель развития творческих способностей в контексте культуры

Страница 1

Чтобы построить модель развития творческих способностей в контексте культуры, необходимо ввести понятия «модель культуры личности», «модель культурного пространства» и «культурологическая модель личности».

Под культурологической моделью личности мы понимаем модель, построенную на рефлексии личностью взаимодействия с культурным пространством, модель исследования личностью культурного пространства, его закономерностей и границ и проектирование последующего взаимодействия. Культуросообразное развитие творческих способностей личности – это формирование ее культурологической модели.

Современный мир обладает огромным потенциалом культуры, однако вследствие неразвитости социальных механизмов включения людей в мир прекрасного и формирования умений и навыков жить по законам красоты у значительной части населения не выработаны соответствующие ценностные ориентации и потребность следовать культурным традициям. В этой связи одна из ведущих задач системы обучения и воспитания состоит в том, чтобы, опираясь на педагогику, прикладную культурологию и другие средства конструктивного воздействия на человека, помочь ему преодолеть сложившееся противоречие.

Основой парадигмы социального развития на рубеже XX и XXI вв. стали человек как высшая ценность и культура как коллективный интеллект и условие самоорганизации и саморазвития личности. Но для того чтобы реализовать творческие потенции индивида и привести культуру человека в соответствие с объективными требованиями и реальными возможностями мирового сообщества, необходимо учесть ряд принципиально важных факторов.

Сложившаяся система формирования культуры личности опирается на общее образование, стимулирует потребление культурных ценностей и фокусируется на лучших образцах музыкального, театрального, изобразительного и других жанров высокого искусства. Однако сегодня не менее актуальным представляется процесс формирования умений и навыков повседневной, практической культуры, охватывающей широчайший диапазон жизнедеятельности - от познания, труда, деловых и неформальных отношений, общения до быта и досуга. Общество XXI в. не может опираться лишь на вершину духовных ценностей, оно обязано раскрывать все многообразие культурных процессов.

В педагогике XX в. прочно утвердило себя понятие «функциональная грамотность», предполагавшее способность человека использовать имеющиеся базовые знания во всех сферах жизнедеятельности. Не менее актуальна сегодня и такая категория, как «функциональная культура», констатирующая, что личность не только усвоила совокупность определенных фундаментальных культурологических знаний, но и эффективно реализует их в профессионально-трудовой, общественно-политической и духовной сфере, в семье, в быту, в досуге, в общении и наедине с собой. В обществе коллективного интеллекта и информационных технологий формирование культуры личности происходит в процессе социализации посредством образования, пропаганды научных знаний, вовлечения в духовное творчество, физкультуру, спорт, в другие виды социально-культурной активности. Но культура - это не только и не столько знание. Можно заставить человека усвоить таблицу умножения, императивы технологии производства или нормы гражданского поведения, но никак нельзя этими же методами приобщить индивида к таким ценностям культуры, как счастье, свобода, любовь. В.С.Соловьев очень точно подчеркнул, что культуру нельзя навязать силой, она должна стать результатом добровольно сделанного выбора.

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru