Методические особенности освещения экологической проблематики темы «Гидросфера»

Новое об образовании » Методические особенности изучения темы "Гидросфера" в курсе дисциплин естественно-научного цикла » Методические особенности освещения экологической проблематики темы «Гидросфера»

Верный способ пробуждения у школьников интереса к приобретению знаний по химии – создание лирического эмоционального настроя с помощью художественного слова, музыки, живописи .

Поэтому необходимо по возможности начинать урок не с традиционного объявления темы, а с примеров практического применения изучаемых веществ, объяснения их значения в жизни, быту. Можно использовать разнообразные иллюстрации, репродукции, фотографии, продемонстрировать работы учащихся (альбомы, модели, приборы, рисунки).

Приведу урок по теме «Вода – основа жизни на Земле», в ходе которого использованы некоторые приемы создания эмоционального настроя.

Начинаю урок с музыки. Подчеркиваю значение воды таким высказыванием И.В. Петрянова: «Разве вола – это только жидкость, налитая в стакан? Океан, покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь, – это вода».

Обращаю внимание учащихся на то, что не случайно люди слагают о воде стихи, песни, пишут картины, запечатляющие красоту водоемов.

Предлагаю отгадать следующие загадки:

Под землею ходит, на небо смотрит. (Родник.)

Что видно ,когда ничего не видно? (Туман.)

Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает (Роса.)

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Дождь.)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит? (Река.)

Приходил – стучал по крыше, уходил, никто не слышал. (Дождь.)

Рассказывая о нахождении воды в природе, использую глобус и отмечаю, что большая его площадь имеет голубой цвет, обозначающий реки и озера, моря и океаны. Привожу статистические данные о распространении воды в природе, демонстрируя слайды.

Формулирую вывод: Вода является самым распространенным веществом на Земле.

Рассказываю о синтезе воды, дополняя стихами. Демонстрирую схему «Состав молекул воды». Рассказываю о физических свойствах воды. ( высокие теплоемкость, поверхностное натяжение, теплота плавления), организую беседу по следующим вопросам: «Говорят, что вода – оборотень. Почему ее так называют?». Демонстрирую схему «Агрегатные состояния воды», объясняю почему вода на нашей планете находится в трех агрегатных состояниях. Показываю схему состава гидросферы. Рассказываю о химических свойствах воды. Сообщаю о роли воды в процессе фотосинтеза. Демонстрирую таблицу, в которой указано, что кровь человека состоит из воды на 90 %, мышцы – на 75 %, кости – на 28 %, стекловидное тело глаза – на 99 %. Подчеркиваю, что вода – обязательный компонент каждой клетки. Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12-15 % приводит к нарушению обмена веществ, а потеря 25 % воды – к гибели организма.

Сообщаю, что в организмах идет постоянное обновление воды. У кактуса вода полностью обновляется в течение 28 лет, черепахи – 1 год, верблюда – 3 месяца, человека – 1 месяц. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время как без пищи – 30-50 дней.

Демонстрирую схему «Круговорот воды в природе», сообщаю, что на долю пресной воды приходится только 3% ее общих запасов.

После этого перехожу к вопросам экономного расходования воды и бережного отношения к ней.

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru