Методы и приемы работы над тестовыми заданиями с элементами самоконтроля на уроках русского языка у младших школьников

Новое об образовании » Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка » Методы и приемы работы над тестовыми заданиями с элементами самоконтроля на уроках русского языка у младших школьников

Страница 4

Для формирования орфографического навыка так же целесообразно использовать орфографические пятиминутки.

Орфографические пятиминутки как форма контроля на уроках русского языка занимают немного времени, дают учителю возможность получить быструю и достаточно полную информацию о степени овладения умениями. Задания пятиминуток могут быть разнообразными: определите в каких словах есть орфограмма, а в каких ее нет; в выделенных словах обозначьте орфограмму и ту часть слова, в которой она находится; вставьте пропущенные орфограммы и подберите проверочные слова. Например, учащиеся под диктовку записывают предложение: На полянке у тропинки пробиваются травинки. Можно провести соревнование или игру «Аукцион»: кто больше насобирает орфограмм?

Еще одним из способов обучению тестовым заданиям с элементами самоконтроля может стать лингвистическая задача.

Лингвистическая задача – особый тип упражнения по русскому языку, выполнение которого протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной познавательной деятельности, включающей:

1) анализ внутри предметных связей языка,

2) рассуждение – доказательство,

3) вывод,

4) поэтапный самоконтроль,

5) проверку решения.

Учебный процесс, построенный на включении лингвистических задач, предполагает некоторую последовательность взаимосвязанных этапов.

1. Обучение школьников решению лингвистических задач. На первом этапе такие задачи содержат ответ и полную операционную схему познавательного умения. В этой ситуации для ребенка важен не результат (задача имеет ответ), а процесс решения этой задачи. Учитель формирует общее правило (алгоритм) решения задач подобного типа на основе анализа, сопоставления, сравнения, обобщения, доказательства, вывода, самоконтроля.

Например. Сколько букв и звуков в слове ручьи? Докажите. Опирайтесь на разбор слова по составу. Почему в этом слове мягкий знак? Как он называется?

Карточка 1.

Поставьте слово ручьи (ручей) в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа. Произведите сначала фонетический разбор, а затем разбор по составу.

ручьи - …

ручей - [руч' эй]: буква е, обозначающая [э], является беглой;

ручья - [руч'й'а]

ручью –

ручьем –

о ручье –

Если сомневаетесь, проверьте по карточке 2.

Карточка 2.

ручью -[руч'й'у] Окончание – это изменяемая часть слова;

[руч'й'ом] изменяется только [у],[ом],[э],[а],.

[руч'й'э]

Произведите теперь фонетический разбор слова ручьи; помните, что Проверьте по карточке 3.

Карточка 3.

ручьи - [руч'й'и]

Докажите, почему в этом слове равное количество букв и звуков.

Проверьте по карточке 4.

Карточка 4.

Мягкий знак не обозначает мягкости предыдущего согласного ([ч'] – только мягкий согласный), является разделительным знаком.

Поэтому в этом слове равное количество букв и звуков. Мягкий разделительный знак сигнализирует о звуке [й'], который входит в корень слова [руч'эй] - [руч'й'и].

2. Затем детям предлагаются задачи с неполной схемой операционного умения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru