Экспериментальное исследование по выявлению уровня нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Новое об образовании » Нравственное воспитание детей с нарушениями слуха в ходе ознакомления с чувашскими народными сказками » Экспериментальное исследование по выявлению уровня нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Страница 2

Подготовка исследования. Подготовить листы бумаги различного цвета, краски.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми

4-7 лет

Рисование на тему «Ребенок — детское общество». Состоит из3 ситуаций:

1) изображение себя;

2) изображение своего друга;

3) изображение сверстника (экспериментатор называет его имя, фамилию), к которому испытуемый проявляет негативное отношение.

До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему.

Обработка данных. Рисунки анализируют со следующих позиций:

1. Выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

2. Старательность рисования.

3. Отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит»; «Занимаюсь с папой зарядкой – хочу быть сильным»).

4. Выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям, воспитателю, сверстникам.

Обработка результатов методик:

3 балла (высокий) - справился с задачей, дав правильный, но недостаточно четкий полный ответ, сделал одну поправку, экспериментатор не задавал дополнительных вопросов;

2 балла (средний) - справился с задачей с помощью наводящих вопросов, сделал две поправки и одну ошибку (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка);

1 балл (низкий) - справился с задачей после применения приема припоминания, сделал не более трех ошибок (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка). Нет связного описания предложений;

0 баллов (очень низкий ) - справился с задачей после применения приема припоминания, давал сбивчивые односложные ответы на наводящие вопросы, сделал более трех ошибок (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка, и задавались наводящие вопросы). Нет связного описания событий в рассказе (перечисление предметов), понимание простой сюжетной картинки, не в состоянии установить последовательность событий, самостоятельное понимание нравственных чувств недоступно.

На основе констатирующего эксперимента мы определили, что у детей недостаточно развиты нравственные чувства.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные.

Рисунок 1. Результаты по методике «Изучение навыков культуры общения»

Из данных, приведённых на рисунке 1 видно, что количество детей со средним уровнем навыка культуры общения составляет 20 %. Количество испытуемых с низким уровнем также составляет 20 %. Количество испытуемых с очень низким уровнем составляет 40 % ребёнка. Детей с высоким уровнем навыка культуры общения не выявлено.

В ходе наблюдения за детьми было замечено, что для большинства детей с нарушениями слуха затруднены навыки культуры общения. Дети приветливы лишь со знакомыми для них людьми и сверстниками. У многих детей есть привычка здороваться и прощаться, но не у всех (например, Рома К. при появлении незнакомого для него человека не проявил никакого интереса, продолжал заниматься своими делами). Вежливых слов в ситуации общения не употребляют, так как многие слова для детей с нарушениями слуха не доступны.

Не все дети относятся внимательно друг к другу, лишь те, кто тесно общаются между собой (например, Маша С. играла, с Ксюшей К. не обращая на других никакого внимания). В большинстве случаях дети не уступают друг другу в конфликтных ситуациях, отнимают игрушку или обращаются за помощью к взрослому.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

Различные подходы к определению понятия функции
Обоснование функциональной линии как ведущей для школьного курса математики – одно из крупнейших достижений современной методики. Однако реализация этого положения может быть проведена многими различными путями; многообразие путей вызвано фундаментальностью самого понятия функции. Для того чтобы со ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru