Учебники и самообучение на уровне одной дисциплины

Новое об образовании » Интеллектуальные технологии в электронном образовании » Учебники и самообучение на уровне одной дисциплины

Страница 1

Задачей любой обучающей системы является предоставление пользователю информации об изучаемой дисциплине в понятном и наглядном виде. Решение этой задачи возлагается на электронный учебник. В предположении, что обучаемый положительно мотивирован, процесс обучения строится таким образом, чтобы предоставить ему максимальную свободу, помогая быстро сориентироваться в незнакомой (или мало знакомой) предметной области. В связи с этим учебный материал должен быть структурирован таким образом, чтобы его изучение было максимально удобным и, следовательно, эффективным. Здесь требуется совместная кропотливая работа эксперта-предметника и эксперта-педагога. В настоящее время актуальной является проблема повышения степени наглядности, когнитивности учебной информации электронного учебника с целью повышения самостоятельной познавательной деятельности обучаемого. Для решения этой задачи предлагается семантический электронный учебник, который имеет более развитые средства отображения семантической структуры взлетной области с соответствующими навигационными возможностями. Семантический электронный учебник представляет собой интерактивный интеллектуальный самоучитель по некоторой предметной области, содержащий подробные методические рекомендации по ее изучению и предназначенный для «мотивированного, самостоятельного, активного и честного пользователя, желающего знаниями по соответствующей дисциплине.

Существенное отличие семантического электронного учебника от традиционного электронного учебника состоит в представлении учебного материала на семантическом уровне. В результате этого, с практической точки зрения, усиливаются возможности электронного учебника как обучающей среды, появляется возможность эффективного самостоятельного изучения предмета.

Учебная база знаний семантического электронного учебника представляет собой гипермедийную семантическую сеть, структурирующую учебный материал процесса обучения. В рамках этой гипермедийной семантической сети описывается вся учебная информация, такая как, тематические планы обучения, содержательная структура учебного материала, непосредственно учебные материалы, представляющие собой набор взаимосвязанных информационных конструкций самого различного вида. Основным преимуществом такой формы представления учебной информации является, во-первых, приспособленность семантических сетей для представления неформальных предложений естественного языка, во-вторых, обеспечение наглядности такого представлениями.

Основным языком представления знаний для семантического электронного учебника является базовый семантический язык SC (Semantic Code), который является ядром открытого семейства графовых языков представления знаний, построенных на теоретико-множественной основе.

Так как основой для представления гипермедийной семантической сети является графовый семантический язык SC, то для ее описания достаточно разработать набор ключевых узлов данного языка, которые будут отражать семантику элементов гипертекстовой семантической сети. Кроме ключевых узлов, описывающих гипермедийную семантическую сеть, вводятся также специальные sc-узлы для структуризации учебного материала, соответствующего предметной области, по которой ведется обучение. В результате представления знаний предметной области в виде гипермедийной семантической сети появляется возможность ассоциативного поиска информации, вывода информации по различным запросам обучаемого, визуализация семантической структуры базы знаний семантического электронного учебника.

Навигационно-поисковые средства являются главным средством взаимодействия пользователя с семантическим электронным учебником. С помощью этих средств пользователь имеет возможность найти любую интересующую его информацию об изучаемой предметной области, которая имеется в базе знаний. Набор специализированных навигационно-поисковых команд семантический электронный учебник включает следующие основные команды:

• найти определение (на естественном языке) указываемого понятия;

• найти пример и описание примера указываемого понятия;

• найти комментарии к указанной информационной конструкции;

• найти описание классификации указываемого понятия;

• найти перечень элементов для указываемого понятия;

• отобразить содержимое указываемого sc-узла;

• найти информацию по произвольному заданному образцу.

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru