Задачи-ситуации и их использование при формировании представления о смысле арифметических действий

Новое об образовании » Формирование представлений у учащихся начальных классов о смысле арифметических действий » Задачи-ситуации и их использование при формировании представления о смысле арифметических действий

Страница 3

У. Вы очень хорошо рассказывали, что нарисовано на картинках. А теперь давайте попробуем то, что вы рассказывали словами, записать с помощью математических знаков. Посмотрите, под картинками даны в рамочках какие-то записи. Может быть, некоторые из вас могут их прочитать, а вот как они называются, вы, наверное, не знаете.

Некоторые дети пытаются угадать названия записей. Одни говорят – примеры, другие – неравенства, третьи даже – таблица умножения.

У. Нет, никто не угадал. Эти записи называются «математические выражения».

Д. А здесь это написано.

У. Верно, прочитай всем ребятам то, что написано в учебнике. (Действия Миши и Маши можно записать математическими выражениями.)

– А теперь внимательно рассмотрите эти выражения. Может быть, кто-то догадается, какие выражения относятся к верхней левой картинке.

Ориентируясь на числа, дети называют выражения 3 + 2 и 2 + 3 и объясняют, что обозначает каждое число в выражении: 3 – это количество рыбок, которых Маша запускает в аквариум, 2 – это количество рыбок, которых Миша запускает в аквариум.

У. Верно, выражения 3 + 2 и 2 + 3 обозначают, что рыбок объединили вместе.

Теперь подберите выражения к верхней правой картинке.

Дети легко справляются с заданием и объясняют, что обозначают на картинке числа 4 и 5.

У. А теперь попробуйте самостоятельно подобрать выражения к другим картинкам. У каждого из вас листочек, который разделен на четыре части. Вы должны записать выражения, которые подходят к левой нижней картинке и к правой нижней картинке.

Дети самостоятельно выполняют задание. Учитель наблюдает за их работой, ходит по классу, помогает некоторым детям. Затем он пишет на доске, которая разделена на четыре части, математические выражения.

На доске:

3 + 2 2 + 3

– Посмотрите на доску. Я записала два выражения, которые увидела у одного ученика в тетради. Все ли с ним согласны?

Д. Это надо записать к верхней картинке.

– Это неверно. Здесь надо записать 3 + 1 и 1 + 3, потому что у Маши 3 конфетки, а у Миши одна. Они складывают их в одну вазочку.

У. Ну, а если я запишу к нижней левой картинке выражение 2 + 2 – это будет верно?

Находятся ученики, которые с этим соглашаются, так как 2 + 2 это 4. Но другие возражают. Это неверно, ведь Маша кладет в вазочку три конфетки, а Миша одну.

У. А теперь догадайтесь, к какой картинке подходит запись 4 + 5 = 9?

Посмотрите, здесь появился новый знак, который называется «равно», а запись 4 + 5 = 9 называется «равенство».

Равенства могут быть верные и неверные. Что значит «верные равенства»?

Каждое из равенств, предложенных в учебнике, записывается на доске и проверяется на предметных моделях (это могут быть любые предметы).

4 + 5 = 9

Для проверки равенства дети пересчитывают или присчитывают предметы.

У. Давайте теперь прочитаем в учебнике, как предлагает проверять равенства Миша.

(Обсуждается рисунок числового луча, который учитель выносит на доску.)

Таким образом, для разъяснения действия сложения активно привлекается ранее изученный материал (счет, присчитывание, числовой луч). Простая задача заменяется способом соотнесения различных моделей: предметной (рисунки), вербальной (описание картинок), графической (рисунок на числовом луче), символической (запись выражения, равенства).

Второй вариант урока

На доске изображен числовой луч. Учитель вызывает к доске двух учеников. Дети поворачиваются спиной к классу, и учитель дает каждому из них какие-то предметы.

Учитель комментирует:

У. Я даю грибочки Лене и Вере. Они их сосчитают и скажут мне число на ушко. А я покажу вам на луче, сколько грибочков у каждой из них.

Учитель выполняет на доске рисунок:

Учитель комментирует свои действия:

У Лены столько грибочков (проводит первую дугу), а у Веры столько грибочков (проводит вторую дугу).

Кто угадал, сколько грибочков у Лены? Сколько грибочков у Веры? Сколько всего грибочков у Лены и у Веры?

У. Давайте проверим, правильно ли вы ответили на мои вопросы. Девочки выкладывают грибочки на фланелеграфе (4 больших и 4 маленьких).А теперь я объединю большие и маленькие грибочки (проводит кривую замкнутую линию, внутри которой оказываются большие и маленькие грибочки). Кто сможет записать на языке математики то, что я сделала?

Дети записывают 4 + 4 и поясняют, что обозначает каждое число в данном выражении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

Анатомические и функциональные нарушения у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба
Анатомические и функциональные нарушения при врождённых расщелинах верхней губы и нёба многообразны и зависят от вида расщелины губы и (или) нёба, т.е. от степени тяжести врождённого порока. При всех расщелинах верхней губы имеются общие для всех видов анатомические нарушения, выраженные в большей ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru