Организация и содержание логопедической работы с младшими школьниками с ОНР III уровня по развитию темпо-ритмической стороны речи

Новое об образовании » Развитие темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с ОНР 3 уровня на уроках чтения » Организация и содержание логопедической работы с младшими школьниками с ОНР III уровня по развитию темпо-ритмической стороны речи

Страница 2

В настоящее время логопеды чаще стали использовать методы рациональной психотерапии и после специальной подготовки могут с успехом применить приёмы суггестивной психотерапии: убеждать ребёнка, что он должен и может говорить без заикания, фиксировать внимания на успехах в данном направлении. Психотерапия является не только лечебным воздействием словом (прямая психотерапия), но и лечебное воздействие через окружающие предметы, вторых лиц (косвенная психотерапия).

Все виды психотерапий направлены на устранение психогенного фактора нарушений (страх ситуаций, речи, чувств ущемлённость и подавленность, навязчивая фиксация на своём дефекте), и на перестройку социальных контактов с окружающими.

В воспитании свободной речи, нужно научиться вырабатывать у ребёнка неторопливый темп, т.е. умение говорить чуть замедленно, не спеша. Неторопливость темпа речи должна вырабатываться одновременно с общими движениями ребёнка. Спокойность уравновешенность в поведении во время разговора и во внеречевой деятельности поможет выработать необходимый темп речи. Умение справится с волнениями, подавление возбуждения, нормализация аффективных состояний также будет способствует достижению данной цели. При воспитании неторопливого темпа необходимо обратить внимание выразительность и естественность.

Ребёнок, при свободном владении словом, может получить удовольствие от собственной речи, при передаче своих чувств он непроизвольно начинает использовать все богатство интонации, мимико-жестикулярных средств. Нарушение темпо-ритмической стороны речи может лишить ребёнка таких возможностей.

При воспитании правильной речи огромное значение должна иметь нормализация речевого дыхания, поскольку у детей с имеющимися нарушениями дыхание часто поверхностное, резкое, неспокойное, короткое, часто слова произносятся на вдохе.

Необходимо учить детей выделять гласные в словах, что приобретает важное значение когда речевые судороги возникают на согласных звуках. При произношении удлинённо некоторых гласных звуков облегчается речь и немного снимаются речевые судороги.

Одновременно логопед должен проводить работу на исправление недостатков в произношении, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие способностей в правильном и последовательном изложении своих мыслей и желаний.

Также большое значение имеет воспитание гармонично развитой личности. Основная задача такой работы заключается в устранении возможных психологических отклонений, развитии этических и нравственных представлений, интеллектуальных способностей.

Исследованиями установлено, что речевые и личностные особенности ребенка будут формироваться под влиянием воспитательного воздействия и речевого окружения. Запорожец А.В. писала, что «психические процессы и свойства человеческой личности не могут являться врождёнными и не возникают в результате созревания нервной структуры. Они будут формироваться на протяжении дошкольного периода под влиянием воспитания и жизни» .

Существую различные методы и подходы логопедической работы по устранению нарушений в развитии темпо-ритмической стороны речи. Достаточно распространенным является метод преодоления нарушения через сопряженную, отраженную, вопросно-ответную форму речи, пересказы, рассказы и спонтанно эмоциональную речи. Такой метод работы всесторонне освещается в исследованиях Власовой Н.А., Волковой Г.А., Селиверстова В.И. и успешно используется в коррекционной работе.

Наряду с таким подходом в логопедической работе с младшими школьниками имеющими нарушение темпо-ритмичекой стороны и ОНР III уровня активно используется методика, разработанная под руководством профессора Левиной Р.Е. Исследование, проведенное Левиной Р.Е., показало, что заикание у дошкольников начинает значительно ослабевать в условии конкретных, наглядных ситуаций. Это значительно помогает облегчить формулировку мыслей, проговаривание производимого действия, ребенок может вместе со словами использовать местоимения («эта», «этот», «такое» и др.) или жестами, указывающими на те или иные предметы. Такая речь в психологии называется ситуационная или ситуативная.

Стратегии развития свободной речи с элементарными, доступными формами (ситуативными), с постепенными подведениями детей к умению использовать контекстные формы речи лежат в основе логопедических методик Мироновой С.А. и Чевелевой Н.А. В методике, которую предлагает Н.А. Чевелева, реализуются принципы последовательных усложнений речевых упражнений через ручную деятельности ребенка.

Миронова С.А. смогла разработать систему преодоления заикания у дошкольников в период прохождения программ средней, старшей и подготовительных групп в детском саду.

Логопеды – практики знают, что уже в школьный период голос ребенка при нарушении в развитии темпо-ритмической стороны речи будет отличаться от нормы по своему качественному признаку.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru