Теоретические основы функционирования вузовских библиотек

Новое об образовании » Вузовская библиотека в образовательной среде учебного заведения » Теоретические основы функционирования вузовских библиотек

Страница 1

Появление вузовских библиотек связано с созданием высших учебных заведений. Первыми высшими учебными заведениями являются университеты. Существуют разные мнения о том, какой университет в России открылся первым – Московский или Петербургский.

Автор книги «Всемирная история библиотек» Б. Ф. Володин считает, что: «В 1724 году в Санкт-Петербурге Петром I был основан Академический университет – первое в России светское высшее учебное заведение. Этот университет, с 1819 года стал Санкт-Петербургским университетом и находился первоначально в составе Академии наук. В 1755 г. был открыт университет в Москве. Библиотека Московского государственного университета, открытая для читателей с 1756 года, является старейшей университетской библиотекой России – несмотря на то, что Петербургский университет старше Московского. Научная библиотека Петербургского университета ведёт свою историю от Библиотеки Учительской семинарии, основанной в 1783 году».

Итак, по мнению Б. Ф. Володина первым университетом является Академический университет в Петербурге. Но первая библиотека при высшем учебном заведении все же, считает он, была открыта при Московском государственном университете.

Ю. Д. Марголис, Г. А. Тишкин представляют следующие сведенья о создании и существовании Академического университета в Петербурге: «В 1725 году был создан и в 1766 году закрыт Петербургский академический университет. Некоторые авторы прослеживают деятельность академического университета и после 1766 года, устанавливая преемственность с открытой на его базе в 1783 году гимназией, педагогическим институтом (1804 год), главным педагогическим институтом (1816 год) и созданным в 1819 году Петербургским университетом. Однако, по мнению М. В. Ломоносова, Академический университет в Петербурге не сумел стать общероссийским центром высшего образования: «При Академии наук не токмо настоящего Университета не бывало, но еще ни образа, ни подобия университетского не видно», - писал он»».

Е. С. Ляхович, А. С. Ревушкин, М. Т. Белявский в своих трудах утверждают, что первый университет был создан в Москве - Московский государственный университет (МГУ).

Московский университет был основан 25 января 1755 года по инициативе М. В. Ломоносова и графа И. И. Шувалова. Первоначально в его состав входили три факультета: юридический, философский и медицинский. Уже с момента создания Московского университета его общественное значение превосходило учебное и научное, и многие культурные события в жизни города имели к нему самое непосредственное отношение. Вокруг университета формировалось множество культурных очагов, в том числе университетская типография, газета, журналы, библиотека, театр, а также большое число научных и литературных обществ, кружков [70]. Через год после создания университета университетская библиотека приняла первых читателей. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

В настоящее время Московский университет включает 29 факультетов, а также 9 научно-исследовательских институтов. На факультетах университета представлено более 300 кафедр. В МГУ обучается более 31 тыс. студентов и около 7 тыс. аспирантов. Численность профессоров и преподавателей составляет 4 тыс. человек. Кроме того, в университете работает около 5 тыс. научных сотрудников. Анализируя численный состав университета, можно с уверенностью сказать, что библиотека выполняет колоссальную работу: помогает научно-исследовательской работе профессоров, аспирантов, преподавателей, сотрудников и учебному процессу. Другими словами библиотека Московского государственного университета – это основа его жизнедеятельности.

Можно спорить о том, какой университет стал в России первым, но, без всякого сомнения, можно утверждать, что первым университетским городом стала Москва.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

Условия успешного развития творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина , и Л.Кэррола , мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru