Теоретические основы функционирования вузовских библиотек

Новое об образовании » Вузовская библиотека в образовательной среде учебного заведения » Теоретические основы функционирования вузовских библиотек

Страница 3

Развитие всех типов библиотек в России в первые годы советской власти 1917 года, вплоть до конца 1920-х гг., характеризуется крайней противоречивостью. С одной стороны, идет поиск интересных и новаторских решений: воплощаются в жизнь многие предложения, высказанные на Первом общероссийском съезде библиотекарей в 1911 г. С другой стороны, тоталитарный режим установил жесткий контроль за всеми сферами общественной и профессиональной жизни и ликвидировал все негосударственные формы библиотек.

Советское правительство после октября 1917 года положило в основу организации общественного пользования книгами принципы партийности и классовости библиотечного дела.

В качестве основной социальной задачи всех библиотек в обществе было признано обслуживание существующего в тот период политического режима средствами агитации и пропаганды. Согласно политике того периода библиотека была важным средством массового информационного и идеологического воздействия, осуществляя задачи пропаганды и контроля. Наряду с этим декларировались демократические принципы осуществления библиотечной деятельности в интересах всех трудящихся. Подобная «двойственная мораль» привела к таким последствиям, как снижение социального престижа профессии библиотекаря и библиотечной деятельности в обществе.

После разрушения существовавшего политического строя библиотеки России, в том числе и вузовские, стали вливаться в мировые процессы. Библиотеки входят в информационное общество и содействуют ускорению превращения общества в информационное – это одна из главных тенденций развития библиотек сегодня.

Информатизация привела не только к социальному осознанию роли информации в системе стратегических ресурсов, определяющих уровень развития страны, но и выдвинула все библиотеки в число наиболее значимых, с точки зрения удовлетворения общественных потребностей, источников формирования и предоставления информационных ресурсов. Роль вузовских библиотек в этом процессе дополняется тем, что они являются документно-информационной составляющей образовательного, научного и педагогического процесса вуза.

Научно-технические, информатизационные, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления, не могли не повлиять на деятельность вузовской библиотеки, на эволюцию ее теории. Таким образом, историческое развитие вузовских библиотек можно представить в виде следующих этапов:

1. Первый этап становления библиотек высших учебных заведений - период возникновения библиотек в составе первых российских вузов: середина XVIII – середина XIX вв.

2. Второй этап развития вузовских библиотек - период развития идеи социального предназначения вузовских библиотек в условиях реформирования высшего образования: середина XIX – 1917 г.

3. Советский этап - период революционной смены государственного устройства, период Великой Отечественной войны и период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства, дальнейшего функционирования советской высшей школы: 1917 – 1991 гг.

4. Последний этап эволюции вузовской библиотеки - период реорганизации системы высшего образования, разрушения советской системы: с 1991 год по настоящее время.

Каждая библиотека должна определить свою миссию и цели. Сначала рассмотрим общее понятие «миссия» подходящее для всех типов библиотек. Термин «миссия библиотеки» применяется библиотечным сообществом с начала 1990-х годов. До этого времени основные теоретические сущностные идеи отражались через такие понятия, как задачи, цели, роль, функции библиотеки. Имеется несколько публикаций по этому вопросу.

Как же авторы определяют миссию библиотеки? Н. В. Семилет отмечает, что это осознанная, продуманная временем необходимость выразить кратко и в то же время емко предназначение своей библиотеки, которое отличается от других. Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей. Оценивая свою миссию, библиотека оценивает свою библиотеку как ворота в мир информации без границ .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

"Декларация прав ребенка" и "Конвенция о правах ребенка" как базовые международные документы системы дошкольного образования
Международное право регулируется документами разного типа, в том декларациями и конвенциями. Декларация (от латинского слова aedara-т1а — провозглашение) не имеет обязательной силы; это рекомендации, в которых провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (от латинского слова ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru