Теоретические основы функционирования вузовских библиотек

Новое об образовании » Вузовская библиотека в образовательной среде учебного заведения » Теоретические основы функционирования вузовских библиотек

Страница 7

Выделяют следующие составляющие библиотеки вуза (структурная модель Ю. Н. Столярова ): библиотечный фонд, библиотечный персонал, контингент пользователей и материально-техническую базу. Кратко охарактеризуем данные понятия.

Библиотечный фонд представляет собой упорядоченную совокупность документов, собираемых в библиотеке в соответствии с ее функциями и задачами для хранения и предоставления их читателям библиотеки.

Пользователь библиотеки – отдельное лицо или организация, обращающая к ее услугам.

Персонал библиотеки – категория работников, которым в силу профессиональных знаний и умений, компетенции и способностей, поручено осуществлять деятельность библиотеки и управлять ею.

Под материально-технической базой понимается вся совокупность оборудования библиотеки, помогающая осуществлять библиотечную деятельность (мебель, стеллажи, столы, стулья, компьютеры и т.п.).

Исходя из формулировки миссии библиотеки, определяются цели библиотеки. Цель библиотеки – конкретное состояние отдельных её характеристик, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. В зависимости от периода времени, требуемого для достижения целей, они бывают краткосрочными и долгосрочными. Каждая библиотека должна сформулировать свои стратегические цели: для чего она существует, кто будет ее потребителями в ближайшие 10 – 15 лет и чего они хотят.

Ориентируясь на определенную выше миссию библиотеки, должны быть достигнуты следующие долгосрочные цели:

В комплектовании:

- Обеспечить всеми типами информации - от печатных материалов и микрофиш до аудио-видеоматериалов, звукозаписей, материалов в машиночитаемой форме (программное обеспечение), и др. в соответствии с потребностями основной группы пользователей и специализированными функциями библиотеки, по возможности более полно.

- Соблюдать принцип релевантности информационным потребностям пользователей .

Обеспечивая доступ к информации библиотеки должны:

- Информировать пользователя о существующих коллекциях с помощью каталогов, которые должны быть полны, оперативно пополняемы, просты для использования, к которым могут обращаться несколько пользователей одновременно.

- Обеспечивать преимущественно открытый доступ к материалам настолько, насколько это допустимо при обеспечении их сохранности.

- Обеспечить быстрое получение материалов при закрытом доступе.

- Устанавливать часы работы с учетом разумных потребностей пользователей.

- Предоставлять возможность свободного бесплатного пользования основными сервисами библиотеки.

- Обеспечить легкую доступность для основной группы пользователей и хороший доступ для людей с ограниченными возможностями.

- Обеспечить быстрое получение материалов, которых нет в собственной коллекции, но которые доступны в других местах.

Обслуживая и обучая пользователей необходимо:

- Создать адекватные условия (помещения, оборудование) для пользователей для обучения и проведения исследования в библиотеке.

- Обеспечить необходимым оборудованием для использования документов на нетрадиционных носителях.

- Информировать общественность о предоставляемых библиотекой услугах.

- Содействовать в поиске информации, которую пользователи хотят получить в библиотеке или за ее пределами, путем предоставления рекламных материалов и инструкций библиотеки и путем личных контактов.

- Обеспечивать возможность использования для информационного поиска материалов как в печатной, так и в электронной форме .

С целью сохранности фонда библиотеки вузов должны:

- Хранить приобретенные материалы до тех пор, пока они значимы для исследовательской работы вуза или для других целей (например, специальные коллекции) библиотеки.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

Инновационный урок – как современная форма организации урока
В педагогике классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консульта ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru